Аутизм детей

Содержание

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

  • Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.
  • Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
  • Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
  • Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
  • Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
  • Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.

Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Диагностика аутизма у детей

Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

  • трудности в социальном взаимодействии;
  • коммуникативные нарушения;
  • повторяющееся, стереотипное поведение.

Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями

Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

Лечение и коррекция аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  • У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Медикаментозное лечение аутизма

Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

  • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
  • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
  • придерживаться бездрожжевой диеты,
  • снизить употребление сахара,
  • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
  • пить много воды,
  • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

  • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
  • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
  • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.

Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

Признаки и симптомы аутизма у детей ранней возрастной группы: как распознать опасность

Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.

Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.

Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?

Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.

Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.

Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии.

Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.

12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру

Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:

  1. Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
  2. Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
  3. Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.
  4. Чрезмерная чувствительность, сенсорное отвращение: у ребенка вызывают негатив определенные вещи, которых он избегает. Это может быть неприятие прикосновений к гладким или мягким поверхностям, избегание объятий с людьми, определенных запахов и звуков (работающий пылесос, смывание воды в туалете). Эти раздражители заставляют ребенка запираться от окружающего мира. Проявляются такие действия в закрывании руками ушей при звучании раздражителей, глаз при виде определенных символов, поворотах головы в сторону.
  5. Осмотр игрушек, а не игра с ними. Большинство малышей производят тщательный осмотр игрушки перед тем, как использовать ее в своих целях. Однако дети с аутизмом зацикливаются на конкретных действиях. Если обычный ребенок будет гонять автомобиль по полу или управлять самолетом в воздухе, аутист начнет без передышки крутить колесо машины, внимательно рассматривать дно вертолета. Интерес таких детей проявляется к детали объекта, а не к нему самому.
  6. Игра в одиночку – не путайте с застенчивостью малыша. Тем не менее игра без стремления привлечь к ней друзей и свидетелей может являться признаком детского аутизма.
  7. Отсутствие интереса к аналоговым (имитационным) играм. Если для обычного ребенка нормально использовать игрушки не по назначению (выступление певца, где вместо микрофона используется банан), то при аутизме такая деятельность не вызывает интереса.
  8. Навязчивый интерес. Дети с симптомами аутизма могут зацикливаться на одной и той же теме: футбол, прогноз погоды по телевизору, рассказы о собаках и многое другое.
  9. Отсутствие реакции на имя. В возрасте 12 месяцев большинство детей будет реагировать на то, как их зовут окружающие люди. Если ребенок этого не делает, это может свидетельствовать об аутизме.
  10. Стереотипное поведение. По словам Юниса Кеннеди Шрайвера, исследователя «Национального института детского здоровья и развития человека» Америки, ребенок-аутист «застревает» на определенных привычках, интересах или актах поведения. Например, он может стремиться всегда держать в руке одну и ту же игрушку или тратить всё свое время на выстраивание определенной фигуры из мозаики, детского конструктора, маленьких машинок. Эти действия важны для ребенка с аутизмом. Совершая их, он чувствует себя спокойным и защищенным от внешнего мира.
  11. Утрата языка и социальных навыков. Аутисты не стремятся разговаривать. Даже ребенок, который привык ранее болтать или шуметь, может прекратить это, когда повзрослеет.
  12. Не реагирует на просьбы родителей показать вещь. Дети обычно начинают давать предметы, которые просят принести родители, с 14 месяцев. Если малыш не показывает на самолеты, собачек, кошек во время обращенных к нему вопросов, это должно насторожить. Обеспокоиться стоит и в тот момент, когда ребенок не смотрит на ту вещь, которую ему показывает взрослый.

Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.

Причины возникновения аутизма у детей

Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки.

В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.

Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.

Споры о Тимеросале

Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.

Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.

Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.

Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?

К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.

Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.

Методы диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:

  • увеличение социального взаимодействия;
  • снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
  • улучшение навыков общения;
  • поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.

Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.

Фото: Рexels

Легкая форма аутизма у детей: симптомы, как проходит, лечение

Легкая форма аутизма — это расплывчатая формулировка при оценке состояния ребенка, у которого обнаружены симптомы аутистического спектра, но их недостаточно для того, чтобы диагноз воспринимался в привычном нам понимании. Это отнюдь не означает отсутствие проблем, а скорее указывает на их умеренный характер, хороший контакт ребенка с внешним миром, способность к обучению и высокую вероятность полной адаптации в обществе при условии правильно подобранной программы лечения и реабилитации.
В этой статье:

  1. Общие сведения
  2. Что означает этот термин?
  3. Диагностические критерии
  4. Каковы основные симптомы легкого аутизма?
  5. Как понять ребенка-аутиста и помочь ему? Информация для родителей
  6. Какие существуют методы лечения аутизма, протекающего в легкой форме?
  • С чего начать терапию?
  • Какие лекарства прописывают врачи?
  • Вопросы и ответы
  • Общие сведения

    В 1980-х годах аутизм все еще считался тяжелым неврологическим заболеванием, приводящим к инвалидизации. Считалось, что общеобразовательная школа не для аутичных детей, они никогда не смогут нормально общаться, особенно с чужими людьми и вынуждены всю жизнь прожить на пособие по инвалидности (при отсутствии обеспечения от родственников), потому что нетрудоспособны. В 1994 году появился новый термин — синдром Аспергера. Дети с этим диагнозом хоть и являются аутистами, но растут яркими личностями, способны общаться и обучаться. В некоторых областях они развиваются наравне со здоровыми, в других немного отстают.
    Согласно ДСМ-5, всем детям с аутизмом теперь ставят только один диагноз: расстройство аутистического спектра. У них могут наблюдаться или отсутствовать ЗРР, СДВГ, нарушения сенсорного восприятия, неадекватное поведение и многие другие признаки. Термин РАС — это своеобразный купол, который объединяет обширную группу расстройств онтогенеза.

    Согласно МКБ-10, можно считать, что у ребенка легкая форма аутизма, если ему поставили один из следующих диагнозов:

    • атипичный аутизм без умственной отсталости;
    • синдром Аспергера;
    • высокофункциональный аутизм.

    В МКБ-11 добавилась отдельная категория расстройства аутистического спектра, как вариант диагноза (раньше ее не было). Заболевание делится на подтипы: с/без расстройства интеллекта, речи.
    Другие общие расстройства развития, в том числе неуточненные, могут протекать в любой, в том числе в легкой форме (возможны и крайне тяжелые варианты).

    Что означает этот термин?

    Что имеют ввиду врачи, учителя и родители, когда говорят о легкой степени аутизма? Поскольку в официальных современных классификациях болезней МКБ-11 и ДСМ-5 отсутствует такая формулировка диагноза, говоря о легкой разновидности аутизма, люди могут вкладывать несколько различный смысл, в зависимости от своих представлений.
    Обычно этот термин используется, когда у ребенка есть диагноз аутизм и основные его симптомы, но он обладает хорошими разговорными навыками или другими способностями, которые облегчают взаимодействие в обществе или позволяют добиться серьезного прогресса в обучении. Например: «Влад очень умный и хорошо учится в школе, но из-за легкого аутизма ему сложно заводить друзей».
    Аутизм в легкой форме — это термин, который можно использовать для смягчения представления о диагнозе. Указание на мягкий аутизм делается вовсе не для обозначения незначительности или маловажности симптомов, а чтобы отметить, что есть нечто положительное в динамике развития ребенка. Например: «Я рада видеть, что ребенок показывает жестами то, о чем хочет сказать. У него может быть относительно легкий аутизм».
    Концепцию умеренного аутизма используют врачи, когда хотят объяснить, какое лечение лучше подойдет ребенку. Например: «У вашего ребенка легкая форма аутизма, поэтому более полезной для него будет игровая терапия, а в АВА-терапии он не нуждается».
    В обществе и медицинской практике сложилось представление, что дети с легким аутизмом имеют нормальные или высокие когнитивные способности и не запаздывают в речевом развитии. Тем не менее, их социальные навыки развиваются очень медленно, дети страдают от проблем с сенсорным восприятием и дезорганизованы.
    Дети с легкой формой аутизма учатся в общеобразовательных школах и в будущем могут работать на более ответственной или сложной должности, чем люди с серьезной задержкой речи, даже если они не имеют выраженных сенсорных и социальных проблем, однако прогноз индивидуален.
    Для примера представьте себе отличника с хорошо развитой речью, который первым вызывается отвечать в классе, но замирает от звука пылесоса или впадает в истерику от яркого света. Сравните такого ребенка с тем, у кого есть серьезные проблемы с обучением, но нет особых трудностей, связанных с сенсорными раздражителями или умением соблюдать правила. У кого из них симптомы аутизма мягче? Ответ зависит от условий и обстановки.

    Диагностические критерии

    Согласно различным тестам на аутизм, выделяют несколько степеней этого заболевания. Термин «легкий аутизм» относится скорее к 1-2 степени. Это означает, что пациентам необходима поддержка и медицинское вмешательство в детстве, но они могут жить полноценной жизнью.
    На самом деле, в этом термине нет большой пользы. Может оказаться, что ребенку с легкой формой аутизма потребуется значительная помощь и поддержка на этапе взросления, становления личности в раннем молодом возрасте. Например, человек с легким аутизмом может отлично общаться, знать даже несколько языков, но совершенно не разбираться в языке жестов и не понимать эмоции других людей.
    В результате, дорастая до подросткового возраста, аутисты с легкой формой течения заболевания часто попадают в неприятности с противоположным полом, в том числе, соглашаются на токсичные и неравные отношения, не могут поддерживать здоровое общение с одноклассниками. Им трудно найти работу, а под влиянием импульсов или плохой компании не исключены проблемы с полицией.
    Людям, не столкнувшимся с проблемой аутизма, логика часто подсказывает, что детям с низкофункциональным аутизмом тяжело, а с высокофункциональным аутизмом будто бы легко, но это отнюдь не так.
    Люди с легкой степенью аутизма действительно часто обладают яркими способностями и впечатляющими талантами, но в реальности они нечасто встречаются. Дело в том, что диагноз «аутизм» редко стоит рядом со словами «гений», «карьерист» или «звезда». На самом деле, пациенты с легким аутизмом испытывают вот такие проблемы:

    1. Некоторые из них имеют высокий интеллект, единицы даже оказываются необыкновенно умными, но у них редко бывает сильная мотивация для достижения успеха, ведь многочисленные проблемы, связанные с аутизмом, никуда не деваются. Им приходится работать больше, чем нейротипичным (здоровым) людям.
    2. Они не чувствуют себя комфортно, начиная новые отношения, устраиваясь на работу и развивая то, что начали. Иногда им не хватает такта, а иногда чувства собственного достоинства. Аутистам сложно справиться с этими проблемами отчасти потому, что других они шокируют или расстраивают.
    3. От людей с тяжелым аутизмом окружающие ожидают отклонений в поведении, замкнутости и любых странностей, но услышав формулировку «легкий аутизм», надеются встретить «почти здорового человека» и судят его за любые промахи.
    4. Дети с легким аутизмом рано начинают понимать, в чем их проблемы и болезненно воспринимают негативные реакции окружающих.

    Пройти тест на аутизм можно на нашем сайте. вы найдете 6 полных версий популярных тестов, которые используются в клиниках, но доступны для предварительной диагностики (проходят родители, отвечая за ребенка). Тесты предоставлены для определения вероятности и фиксации симптомов аутизма, а не для самодиагностики. Для обследования и постановки диагноза обратитесь к детскому неврологу.

    Каковы основные симптомы легкого аутизма?

    Распространенные нарушения и степень их выраженности у детей с легкой формой аутизма.
    Проблемы в сенсорной сфере. Люди с аутизмом 1-2 степени могут так же ярко и болезненно воспринимать сенсорную информацию, как дети на 3-5 степени этого заболевания. Возможна слабая чувствительность к звуку, свету, вкусам, запахам, прикосновениям, то есть ребенок их игнорирует или реагирует неправильно, например, отвлекается на шум холодильника, но пропускает мимо ушей обращенную к нему речь. Чаще при легкой форме аутизма наблюдается гиперреакция. Человек на всю жизнь остается неспособным посетить концертный зал или переполненный ресторан, сходить в кино, справиться с паникой в торговых центрах и других общественных местах.
    Невежество в социальных отношениях. В чем разница между обычным «привет» и намеком на романтический интерес? Говорить громко — что это значит? Когда можно рассказать о личном, поделиться опытом и интересами и в каких ситуациях лучше смолчать? Когда можно пожертвовать своими интересами ради помощи другому человеку и как отличить шутку или издевку от реальной просьбы? «Это всего лишь легкий аутизм», — скажет кто-то. «Перерастет». Но социальные проблемы даже при успешном лечении могут повлиять на возможность устанавливать социальные контакты и выбирать людей, с которыми стоит общаться, романтические отношения, трудоустройство.
    Детей с легким аутизмом отличает сочетание нормального уровня интеллекта и абсолютной бесталанности при взаимодействиях с обществом. Они поддерживают беседу, не теряют нить разговора, но им сложно понять что-то большее, чем просто слова в буквальном их значении. Аутисты плохо распознают юмор, иронию, романтический интерес (или его отсутствие) и гнев. Намеки, настроение собеседников, что происходит, когда все перемигиваются и понимают друг друга с полуслова — что все это значит? Для аутиста совершенно непонятно. Как правило, дети с легкой формой аутизма не знают, что и когда говорить, как говорить, а когда лучше промолчать.
    Другие проблемы в общении, которые у людей с легкой формой аутизма порой сохраняются на всю жизнь:

    • может подойти слишком близко или слишком отдалиться во время разговора, неспособен определить оптимальную дистанцию;
    • говорит на одну и ту же тему, не обращая внимания, что слушателю откровенно скучно;
    • избегает зрительного контакта;
    • говорит и выглядит неловко;
    • не меняет выражение лица или использует мимику невпопад;
    • не отвечает на эмоции собеседника (не улыбается, услышав хорошую новость; не использует жесты и не меняет позу во время разговора или делает это неподходящим образом; говорит слишком тихо или громко, использует неверную интонацию);
    • не умеет сочувствовать, не замечает эмоций других людей, неверно представляет, о чем думают и что чувствуют другие люди.

    Расстройства эмоциональной сферы при легком аутизме часто неверно понимаются людьми, которые лишь слышали об этом диагнозе, но не вникали в суть проблемы. Популярен миф об отсутствии эмоций у аутистов. Для тяжелых разновидностей заболевания это отчасти правда, но при легком аутизме дети способны испытывать широкую палитру эмоций и даже проявлять излишнюю эмоциональность в ситуациях, когда это выглядит странно. Представьте, 20-летний парень расплакался из-за отмены мероприятия в университете, а взрослая женщина полностью расклеилась и почувствовала беспомощность, потому что машина перестала заводиться.
    Тревожность, депрессия, перепады настроения, включая биполярное расстройство, ОКР, часто встречаются у людей с мягким аутизмом. Ученые еще не предъявили миру ответ: провоцирует ли аутизм эти нарушения или они являются следствием массы разочарований, социальной изоляции. Расстройства настроения могут привести к инвалидизации, какой бы ни была причина.
    Неспособность планировать — еще одна черта, которая ставит крест на карьерных возможностях аутиста и ограничивает выбор профессий. Обычные взрослые способны планировать свое расписание, замечать, например, когда гель для душа заканчивается и строить график на месяцы и годы, ориентируясь на долгосрочные цели и проекты. Кажется, так просто, но при аутизме, даже малозаметном, это может быть невозможным. Людям с легкой формой аутизма тяжело планировать свой быт и заботиться о себе, поэтому в идеале им должен помогать кто-то еще. Им тяжело справиться с изменением расписания в школе и на работе, подстроиться под новый график.
    Необходимость перемен воспринимается, как огромная проблема. Это не просто нежелание. Это барьер, связанный с функционированием мозга. После того как будет сформирован определенный шаблон на каждый день, к которому тоже непросто привыкнуть, ребенок с аутизмом любой степени захочет сохранить его навсегда. Если ребенок отправляется на урок музыки каждый вторник, то идея перенести занятия на среду, а вместо запланированного урока сходить в гости к товарищам может вызвать крайнее волнение и беспокойство, даже злость. Такая тенденция прослеживается и у аутистичных взрослых. В повседневной жизни это проявляется в строгой упорядоченности занятий в течение дня, выборе одних и тех же продуктов и блюд.

    Нарушения распознавания устной речи приводят к тому, что аутисты с мягким течением заболевания могут выполнять задачи, но неспособны следовать голосовым инструкциям. Например, учитель говорит: «Вытри доску и напиши сегодняшнее число». Ребенок с аутизмом сможет распознать только просьбу вытереть доску или сразу напишет число. Эта же проблема касается инструкций, которые даются на занятиях танцами, борьбой, плаванием, в кабинете врача, в гостях у бабушки и т. д. Недостаточный уровень понимания обращенной речи при взаимодействии с другими людьми и в итоге неспособность выполнять их инструкции и требования может привести к любым неприятностям в жизни, начиная с незначительных ошибок в школе и заканчивая серьезными проблемами с полицией.
    Дети даже с легкой формой аутизма намного чаще других страдают проблемами с желудком и кишечником. Имеет смысл лечить эти симптомы, сформировать диету и придерживаться ее всю жизнь. Ни один ребенок с хронической диареей, спазмами и тошнотой точно не будет хорошо вести себя, успешно учиться и не захочет общения.
    Как видите, легкий аутизм — это термин, означающий то, что мы слышим, но это не простой диагноз. Люди, которые живут, учатся, работают вместе с пациентом, ухаживают или обучают его, должны помнить, что аутизм в любой форме — это все еще тяжелое заболевание.

    Как понять ребенка-аутиста и помочь ему? Информация для родителей

    Есть много вещей, которые дети с аутизмом хотят сказать своим родителям, но скажут только когда вырастут. Мы не понимаем их, а они хотят быть понятыми, но не понимают нас. Только представьте, как бы изменились ваши отношения с аутистичным ребенком, если бы вы приняли это во внимание.
    Людям кажется, что ребенок плохо себя ведет, но он пытается сообщить, что все идет не по плану.
    Крик, слезы, настойчивое выражение эмоций — это способ ребенка сказать родителям, что он обеспокоен, не знает как реагировать на свои чувства и как поступить. Сейчас это единственный способ сказать людям, которым он доверяет, что сам он не справляется. Здоровые взрослые гораздо реже, но все же иногда ведут себя неразумно. В конце концов, когда возникают социальные или коммуникативные трудности, нелегко выразить свои чувства или выглядеть адекватно, особенно, если вы расстроены.
    Когда ребенок отталкивает вас, часто он нуждается в вас больше всего.
    У каждого из нас бывают психологические кризисы. Когда дети с аутизмом переживают такой кризис, у них чаще всего развиваются все симптомы стресса. Это не значит, что они не любят тех, кого избегают или на кого изливают негатив. Часто те, кто оказывается мишенью, — самые дорогие люди в их жизни. Такое поведение показывает их незрелость. Детям, страдающим легкой формой аутизма, сложно научиться контролировать свои эмоции и спокойно сообщать окружающим, когда их что-то беспокоит или подавляет.
    Если аутист кажется спокойным внешне, это не означает, что ему комфортно внутри.
    За детьми с расстройствами аутистического спектра подмечают общую черту. Кажется, их настроение меняется по 10-бальной шкале от 1 до 10 за секунду! В действительности, плохие впечатления и воспоминания накапливаются в их сознании. В конечном счете произойдет взрыв. Последней каплей может стать что-то почти незначительное, но в сознании аутиста это кульминация череды изматывающих событий. Просто помните, что для ауиста хорошо выглядеть — не значит хорошо себя чувствовать.
    Если сегодня ребенок не хочет выполнять задачу, которую успешно начал вчера, это не значит, что он пытается вредничать.
    Дети с аутизмом чувствуют и ведут себя по-разному в разное время дня и дни недели. Способность аутиста сконцентрироваться на задаче зависит от рабочей среды, времени суток, количества сна прошлой ночью, уровня беспокойства. Когда родителям (или другим взрослым) удается создать обстановку, подходящую для работы, и помочь ребенку справиться с тревогой, можно рассчитывать на соблюдение последовательности действий.
    Вы пугаете, когда не улыбаетесь.
    При аутизме детям очень сложно распознавать эмоции и «читать по лицам». Для них нет ничего страшнее, чем не улыбающийся взрослый. Даже если большую часть времени у вас нейтральное выражение лица, это все равно может заставить ребенка чувствовать себя тревожно. Ребенок интерпретирует безэмоциональное лицо как признак гнева, разочарования или безразличия. Он будет думать, что же он сделал не так, из-за чего заставил вас чувствовать все эти негативные эмоции.
    Отклонение от графика — это невероятно тяжелое испытание, особенно если изменения не планировались заранее.
    Дети с аутизмом полагаются на стабильность и предсказуемость. Изменение распорядка неизменно вызывает сильную тревогу у большинства пациентов. Их переполняют эмоции, с которыми уже невозможно справиться. Чтобы уменьшить беспокойство, используйте расписание, обсуждайте любые изменения с ребенком и предупреждайте о ваших планах заранее. Расписание должно быть доступно для ознакомления ребенку. Составьте список дел в удобной форме, чтобы тот мог видеть, что хотя одну из дат перенесли, остальные планы остались неизменными.
    Не говорите о наказании во время ссоры.
    Упоминание о наказании, когда вы с ребенком поругались, может стать для него абсолютным крахом. Подождите с разговором о санкциях до того момента, когда ребенок успокоится, волнение уляжется и все члены семьи смогут говорить спокойно.
    Тревога влияет на жизнь детей-аутистов и даже может заставить чувствовать себя больными.
    Сосредоточив свое внимание на триггерах страха и способах снижения уровня тревожности, вы окажете огромное влияние на жизнь своего ребенка, изменив ее в лучшую сторону. Тревога — это не второстепенная проблема. Многие родители полагают, что решать ее необходимо, когда наладится процесс обучения, скорректируется поведение, но это мнение неверно. Помогая ребенку справиться с тревогой, вы повышаете его шансы на успешное обучение и приобретение навыков контроля над своим поведением.

    Какие существуют методы лечения аутизма, протекающего в легкой форме?

    Дети с любым типом аутизма должны получать лечение, соответствующее их потребностям.
    Лечение легкой степени аутизма требует разностороннего подхода и индивидуальной адаптации под нужды больного. Занявшись лечением и образованием особого сына или дочери, придется все их детство посещать различных специалистов и выполнять медицинские рекомендации. Причем начать лечение нужно как можно раньше, а к любым рекомендациям относиться с осторожностью и делать выбор между специалистами, ориентируясь на их опыт, профессионализм, достигнутые результаты, здравый смысл и, возможно, даже на свою интуицию. Помимо невролога и педиатра, скорее всего, вам придется часто посещать кабинет физиотерапевта, трудотерапевта, психолога и логопеда.
    Коррекция поведения и образование — основа лечения легкой формы аутизма. Занятия дома и в школе должны быть структурированы и правильно организованы. Используйте графики, списки задач и четко определите правила на все случаи жизни, чтобы помочь ребенку с аутизмом оставаться сосредоточенным на его целях.
    Детям с аутизмом гораздо проще учиться в специализированных классах, где хорошая звуковая изоляция и мало учеников в группе. В перерывах между уроками, особенно в младших классах, полезно выполнять упражнения на развитие моторики: йога, кручение хула-хупа или прыжки на мини-батуте. Перечисленные «плюшки» школьной жизни помогают ребенку успокоиться и избежать сенсорных перегрузок, но это в идеале.
    Усиленное развитие социальных навыков, контроль психического здоровья со своевременной коррекцией возникающих нарушений, поддержка членов семьи, в том числе психологическая и консультационная, разработка плана здорового образа жизни (в первую очередь, правильное питание и режим сна), разработка учебного плана с учетом индивидуальных потребностей ребенка являются важными компонентами программы лечения.

    С чего начать терапию?

    Начните с просмотра вариантов, а затем выберите подходящие для вашего ребенка, обсудив их с врачом. Лечение аутизма — это постоянный процесс обучения, проб и ошибок. Нет одной программы, которая подходит всем пациентам.
    Ниже перечислены популярные и эффективные методы лечения аутизма:

    1. Трудотерапия: развитие мелкой моторики, почерка, бытовых навыков. Проводит трудотерапевт.
    2. Логопедия: развитие речи и проработка навыков невербального общения.
    3. АВА-терапия: техника прикладного анализа поведения. Методика помогает ребенку сфокусироваться на обучении и стимулирует положительные изменения в поведении.
    4. Занятия по улучшению социальных навыков дают возможность детям практиковаться в общении друг с другом.
    5. Иппотерапия — это практика верховой езды в терапевтических целях. Эффект от занятий обширен. Иппотерапия помогает детям с легкой формой аутизма лучше ходить, говорить, улучшает коммуникативные навыки, поведение, способность обучаться и вдохновляет жить более полноценно, используя свои способности по-максимуму.
    6. Психотерапия включает множество методов, которые могут помочь ребенку справиться с беспокойством, обсессивно-компульсивным расстройством, выйти из депрессии и решить другие психиатрические проблемы.
    7. Терапия взаимодействием — это семейная поведенческая терапия. Проводится для устранения основных внешних симптомов аутизма. Ребенка учат мыслить широко, оценивать все точки зрения, адаптироваться к изменениям, интегрировать информацию из множества источников в повседневной жизни.
    8. Гидротерапия и плавание повышают эффективность все остальных методов лечения, улучшают координацию, артикуляцию, способствуют развитию навыков общения и помогают лучше справляться с сенсорными проблемами.

    Какие лекарства прописывают врачи?

    Медикаментозное лечение легкой формы аутизма только симптоматическое. Например, при обсессивно-компульсивном поведении, страхе определенных ситуаций и вспышках гнева врач может прописать ребенку СИОЗС, например, Флуоксетин или Золофт.

    При невнимательности, отвлекаемости, обусловленных чрезмерным сенсорным раздражением, рекомендуют препараты Страттера или Риталин. Для подавления истерик, агрессии и самоповреждающего поведения используют антипсихотики, такие как Рисперидон.

    Вопросы и ответы

    Вопросы, которые обычно задают родители, впервые узнав о диагнозе. Их же будут задавать родственники и знакомые, имеющие смутное представление о проблеме.
    Легкий аутизм — это просто низкие способности к обучению, так же как СДВГ или дислексия?
    Дети с этим диагнозом имеют различные отклонения в строении мозга. У всех детей с аутизмом, будь то легкая или тяжелая форма заболевания, обнаруживаются структурные изменения в «социальном мозге», включающем миндалевидное тело с обеих сторон, верхнюю височную борозду, веретенообразную извилину, орбифронтальную кору. Часто поражения обнаруживаются в хвостатом ядре, которое, как считают ученые, отвечает за избегающее поведение при аутизме. Наблюдается увеличение количества серого вещества и нетипичные связи между областями головного мозга.
    Аутизм остается серьезным диагнозом. Даже если вам говорят, что у ребенка «всего лишь» легкая форма аутизма и со временем все исправится, то нужно помнить, что это диагноз на всю жизнь и вам придется столкнуться с плохой координацией, странным восприятием информации, получаемой органами чувств, в том числе трудности с проприоцепцией (ощущение и контроль положения тела в пространстве). Дети, которым трудно учиться, могут уметь общаться и хорошо функционировать в обществе, но дети с аутизмом — нет. Даже если их учат социальному взаимодействию, развитие все равно протекает медленнее, чем у здоровых детей, которые учатся этому сами.
    На какие интеллектуальные способности ребенка влияет легкий аутизм?
    Расстройство аутистического спектра, протекающее в легкой форме, может повлиять на базовые психические функции, включая:

    • восприятие;
    • концентрация внимания;
    • обучение, особенно освоение практических навыков в повседневной жизни;
    • объем памяти;
    • воображение и абстрактное мышление;
    • ограниченная область интересов;
    • последовательность действий;
    • понимание причин и последствий;
    • многозадачность;
    • организованность;
    • расстановка приоритетов;
    • адаптация к изменениям (большинство детей с аутизмом в легкой степени чувствуют себя комфортно только в привычных обстоятельствах и выполняют действия в запланированном порядке);
    • производительность;
    • принятие решений;
    • способность самостоятельно справиться с проблемами;
    • обобщение (способность применить прошлый опыт к новой ситуации, людям, местам, событиям);
    • способность проследить связь между словами, событиями, поведением разных людей, любыми явлениями;
    • способность видеть общую картину ситуации;
    • перспектива (понимание того, что другие люди иначе воспринимают мир);
    • обнаружение и идентификация эмоций в себе и других, понимание, что окружающие могут испытывать те эмоции, которых нет у ребенка;
    • управление эмоциями и стрессом.

    Балы айкью и интеллект — это одно и то же?
    Нет. При легком аутизме у детей обычно сохраняется нормальный айкью. Он может быть умеренно низким или даже очень высоким. Аутизм в легкой форме не провоцирует умственную отсталость, но угнетающе влияет на интеллектуальные функции.
    Интеллект — это глобальная способность человека целенаправленно действовать, разумно мыслить и взаимодействовать с окружающим миром. Чем выше интеллект, тем меньше проблем с этими функциями. Существует несколько типов интеллекта. Например, по Гарднеру их 9. При аутизме угнетаются некоторые интеллектуальные функции, в том числе эмоциональный и социальный интеллект, а уровень айкью может не измениться.
    Дети с умеренным аутизмом, когда вырастут, смогут устроиться на работу и стать самостоятельными?
    90 % аутистов не могут работать в зрелом возрасте, в то время как больше 35 % людей с умственной отсталостью трудоустроены до момента выхода на пенсию (статистика по США). Там же около 20 % бездомных имеют диагноз РАС. Людям с синдромом Аспергера и другими видами легкого аутизма необходимо больше времени, чтобы справиться с задачами, чем в норме. Супервайзеры и менеджеры не стремятся помочь этим людям и склонны думать, что они ленивы, не мотивированы, не желая осознать, что все трудности при аутизме связаны с инвалидностью. Эта проблема очень распространена. Многие люди все еще не делают скидку своим одноклассникам, коллегам и подчиненным, больным аутизмом в мягкой форме. Половина пациентов с легкими формами расстройств аутистического спектра в возрасте 40 лет все еще живут в одном доме с родителями.
    Детям с легкой формой расстройства легче учиться и добиваться успехов во всех сферах жизни, чем пациентам с тяжелым аутизмом?
    У детей с легким аутизмом сохраняется отличный потенциал в развитии некоторых навыков, но в других областях они функционируют очень плохо. Некоторые дети с высокофункциональным аутизмом не могут ездить в общественном транспорте, посещать шумные мероприятия, в то время как большинство пациентов с тяжелым аутизмом не видят в этом особой проблемы. Окружающие, врачи и даже сами родители часто недооценивают, насколько снижается качество жизни детей с мягким аутизмом из-за бытовых трудностей. Пациенты с синдромом Аспергера часто рассказывают, что чувствуют, как живут нормальные люди и постоянно думают о том, почему не могут вписаться в коллектив и быть как все. В то время как большинство детей с тяжелым аутизмом живут своей жизнью и не испытывают потребности в социализации, при легком течении заболевания пациенты страдают от изоляции.
    Нет никакой надежды?
    Дети с РАС имеют свои таланты. Они замечают вещи, которые другие упускают из виду, чувствуют то, что мы обычно отодвигаем на задний план. У многих детей с легким аутизмом хорошо развиты творческие способности, тяга к искусству. Известно, что при аутизме люди специализируются в узких областях. Лучше других они осваивают математические и инженерные специальности. Благодаря хорошей памяти дети с этим диагнозом способны получить энциклопедические знания по выбранному предмету. С помощью родителей и специалистов они могут учиться, общаться и играть с другими детьми, заводить друзей и жить полноценной жизнью.
    Жизнь с легкой формой аутизма может быть чрезвычайно сложной, но она также может стать полноценной и счастливой, если ребенок обучится стратегиям совладания с симптомами заболевания, получит соответствующее образование и пройдет лечение. Родители могут помочь ребенку справиться с этим тяжелым диагнозом.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *