Гештальт терапии

Начиная с середины прошлого века, гештальт-терапия вызывает неподдельный интерес как у профессионалов, так и у простых обывателей. Курсы и тренинги, посвящённые данному направлению, всегда переполнены. Ежегодно в этой области пишется огромное количество научных трудов и изысканий. Проводятся эксперименты. Оставляется масса отзывов.

Критика и восхищение, осуждение и одобрение — вокруг неё всегда много разговоров. Что же она собой представляет и почему данное ответвление в психологии вызывает такое живое обсуждение?

Что это такое

Гештальт-терапия (термин восходит к немецкому слову «Gestalt», которое переводится как «целостный образ») — гуманистическое направление в психологии и психотерапии. Основана на экспериментальной феноменологии и экзистенционализме. Ключевое понятие — восприятие человека как целостной личности со всеми её потребностями, мыслями, переживаниями, опытом, внешними данными. Цель — развитие самоосознавания, а не работа с подсознанием.

Если объяснять простыми словами, гештальт-терапия убеждает человека в двух вещах:

  1. Он сам ответственен за каждое своё действие, а не какое-то непонятное и неизвестное подсознание.
  2. Он не похож на остальных, он уникален, самобытен, а значит, не должен равняться на остальных, мнение общества и поступать лишь так, как считает нужным сам.

Соответственно, гештальт-терапевт не копается в детских психотравмах и не выискивает там, почему сейчас его клиент несчастлив в любви. Он выяснит, какие чаяния и надежды не оправдались, на каком этапе произошло прерывание контакта (основное понятие гештальт-терапии, объяснение дано ниже), и будет постепенно восстанавливать его.

Данное направление сильно отличается от всех остальных, существующих на сегодняшний день в психологии. Если на приёме у обычного специалиста клиенты лишь отвечают на правильно поставленные вопросы или просто изливают душу в виде монолога, то в гештальт-терапии такого нет. Здесь обе стороны выступают как полноправные участники процесса, как партнёры. Придётся вовлекать совершенно чужого человека (психолога) в свой внутренний мир.

Это один из тех камней преткновения, за который многие, побывавшие на приёме у гештальт-терапевтов, критикуют данное направление. На самом деле их недовольство вполне понятно. Во время сеанса с обычным психологом мы даже рады, что все наши неудачи можно списать на психотравму детства. Это не мы виноваты, а родители, которые недолюбили; одноклассники, которые не приняли; учительница, которая незаслуженно ставила «двойки». Гештальт-терапевт вместе с пациентом будет выяснять, в какой момент именно ОН сам сделал что-то не так. А потом будет помогать ему исправлять собственные ошибки.

Одним словом, решаясь воспользоваться помощью гештальт-терапии, будьте готовы к осознанной и кропотливой работе над собой без всяких поблажек и сваливания вины на какого-то другого. На это способны не все.

По страницам истории

Важно понимать, что гештальт-терапия — далеко не одно и то же, что гештальтпсихология. Это даже не её ответвление. Она лишь базируется на каких-то отдельных идеях и теоретических выкладках последней. Поэтому Вертгеймер, Кёлер и Коффка к ней не имеют никакого отношения.

Основатель гештальт-терапии — немецкий врач-психиатр, психотерапевт Фредерик (Фриц) Перлз. Ярый приверженец Зигмунда Фрейда, на каком-то этапе своей жизни он начал переосмысливать свои взгляды и идеи. Дополнив психоанализ элементами гештальтпсихологии, психодрамы, экзистенциализма и других модных в середине XX века направлений, он создал нечто уникальное.

Работал не один. Ему помогали его жена Лаура Перлз, Пол Гудмен (американский писатель и психотерапевт) и американский профессор психологии Ральф Хефферлин. Совместно они выпустили в 1951 году монументальный труд, который стал настоящей библией нового течения в психологии, — «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности».

После этого Перлз со своими сподвижниками переезжает в Америку и организует в Нью-Йорке Гештальт-институт. Идеи быстро приобрели популярность. Буквально за 10 лет подобные учреждения были созданы во всех крупных городах США, а в 60-е гг. — в Европе.

За 70 лет своего существования гештальт-терапия претерпела существенные изменения. Если Перлз настаивал на групповых занятиях и даже полностью предлагал отказаться от индивидуальных, то сейчас перевес на стороне последних.

Второй момент, который подвергся полному пересмотру, — конфликт терапевта и пациента, на котором настаивали основатели направления. По их мнению, только так можно войти в доверие и внутренний мир собеседника, вскрывая его самые неприглядные стороны, обвиняя, обличая. С течением времени подход стал более гуманным, специалисты отказались от натиска и грубости.

Неизменными остались основные принципы, сама идея воспринимать каждого человека как целостный образ, работа над его самоосознаванием, тесный контакт с терапевтом. И вот уже столько десятилетий неприкосновенна молитва, сочинённая самим Перлзом и применяемая на практике до сих пор. Специалисты советуют начинать день с этих строк, чтобы с самого утра настроить себя как личность, которая в этом мире единственная и неповторимая:

Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И, если нам случилось найти друг друга, — это прекрасно.
А если нет — этому нельзя помочь.

В этих словах заключается самая суть гештальт-психологии. Каждый человек самобытен, уникален и не должен стремиться отвечать чьим-то ожиданиям. Несмотря на то, что за столь эгоистический подход данное направление и текст молитвы в частности постоянно подвергались нещадной критике, это маленькое стихотворение оказало огромное влияние на культуру 70-х гг. прошлого века.

Его цитировали, изменяли, включали в песни и фильмы. Возможно, оно так идеально легло на мировоззрение этой эпохи, так как именно в эти годы велась активная борьба за права, отвергались прописные истины, устанавливались новые форматы отношений.

Основные понятия

Человек, попавший на сеанс гештальт-терапии впервые и никогда ранее не сталкивавшийся с ней, может находиться в состоянии шока от применяемых методов и роли самого специалиста во всём этом действии. Поэтому желательно заранее подготовиться к такой встрече и хотя бы схематично понять, как работает данное направление, его основы.

Гештальт-терапия — чемпион терминов и ключевых понятий по сравнению с другими направлениями. Многих это отпугивает. На самом деле все эти заумные определения можно легко объяснить простым языком, вникнуть в их суть, что поможет понять смысл самого метода.

Цикл контакта

Цикл контакта – это фундаментальное понятие гештальт-терапии, разработанное Полом Гудманом. Согласно ему, каждое действие человека можно разложить на 4 основные фазы:

  1. Форконтакт (преконтакт).
  2. Контактирование.
  3. Полный контакт.
  4. Постконтакт (отступление).

В совокупности они и составляют цикл контакта.

Фаза 1. Преконтакт (id)

На данном этапе человек воспринимает собственное тело как некий фон. На нём возникает фигура (данность, id опыта), которая представляет собой физическое влечение (голод, жажда, сон) или средовый стимул (стремление к общению, любви, моральное удовлетворение). Появившаяся потребность осознаётся через чувства и ощущения. Происходит встреча со своим желанием («то, что я хочу»).

Происходит контакт фона и фигуры.

Фаза 2. Контактирование (ego)

Осознав свою потребность, человек начинает искать способы её удовлетворения во внешней среде. Первый вопрос — возможно это вообще или нет. Второй — насколько полным оно будет. Если такой возможности нет, происходит возвращение на исходную точку (преконтакт). Здесь идёт в расход всё: фигура, способности и энергия собственного тела. Сама личность в данной фазе называется самостью. Она максимально приближена и к фону, и к данности. Она их оценивает, рассматривает, анализирует, а затем соотносит с окружением и пытается извлечь из него максимум пользы для себя. Реализуется ego-функция произвольно и осмысленно.

Согласно гештальт-психологии, здоровый (психически и физически) человек будет искать способ удовлетворения своего желания до тех пор, пока не найдёт его. Если он махнёт рукой, так ничего и не подобрав, происходит прерывание контакта (понятие объясняется ниже), и тогда ничего не останется, как идти на приём к психотерапевту для восстановления цикла.

Происходит контакт фона, фигуры и внешней среды.

Фаза 3. Полный контакт

Происходит удовлетворение потребности.

Фаза 4. Постконтакт

Удовлетворённая самость не видит больше смысла в активных действиях. Она насыщена и постепенно угасает. Происходит выход из контакта и завершение не только фазы, но и всего цикла.

Пример:

  1. Преконтакт: молодая девушка хочет отношений.
  2. Контактирование: поиск объекта, отвечающего её запросам. Она регистрируется на сайтах знакомств, регулярно посещает клубы и рестораны либо знакомиться конкретно с кем-то.
  3. Полный контакт: находится молодой человек, завязываются отношения.
  4. Постконтакт: когда «химия» любви заканчивается, отношения либо разрываются, либо молодые люди оформляют брак.

Согласно гештальт-терапии, вся жизнь человека представляет собой непрерывный поток из таких вот циклов контакта. Если они являются полными, психика и тело здоровы и не требуют вмешательства врачей и психологов.

Наглядно увидеть весь цикл контакта можно по схеме:

Прерывание контакта

Проблемы начинаются, когда фазы оказываются не пройденными до конца по каким-то причинам. Причём произойти это может на любом этапе.

Примеры проблемных ситуаций на разных фазах цикла контакта:

  1. Преконтакт: молодая девушка хочет отношений, но не с молодым человеком, а с девушкой или женатым мужчиной.
  2. Контактирование: поиск отношений не увенчивается успехом.
  3. Полный контакт: только завязавшись, отношения терпят крах из-за несовместимости характеров или быта.
  4. Постконтакт: один в паре полностью пресыщается отношениями и уходит из них, в то время как вторая самость остаётся не удовлетворённой.

В связи с этим вводится ещё одно базовое понятие — прерывание контакта, когда цикл не доводится до конца и блокируется на одной из фаз. Виной этому несколько процессов, для каждого из которого есть свои термины.

Конфлюэнция (слияние)

Личность не устанавливает границ между собой и внешней средой. Это приводит к тому, что она не может осознать собственные чувства, ощущения, желания, потребности. Такое часто встречается у подростков, когда они стремятся быть такими, как все, и не выделяться из толпы. Это происходит в паре, когда один полностью растворяется в другом в ущерб своим интересам.

Конфлюэнция — бич современного общества, когда происходит демонстрация в соцсетях, что «я не хуже других». Из-за отсутствия удовлетворения самости выхода из контакта не происходит — цикл прерывается.

Интроекция

Состояние, похожее на конфлюэнцию, но более конкретизированное. Личность не просто стирает границы, а начинает воспринимать нечто внешнее, чужеродное ему как что-то родное, своё. Происходит подмена потребностей, желаний, чувств. Причём это касается не обобщений, как в выше описанном механизме (я ем то, что все едят; я ношу ту одежду, которую носят все; я езжу отдыхать туда, куда ездят все), а какого-то определённого момента. Например, во время акта оккупации со стороны личность может сама занять место агрессора. На самом же деле такая социальная роль чужда человеку, самость остаётся неудовлетворённой и опять происходит прерывание цикла.

Интроекция — понятие, заимствованное гештальт-терапией из психоанализа. Его автор — Фрейд. Многие психологи считают, что оно лежит в основе Стокгольмского синдрома.

Проекция

Понятие, по своей сути полностью противоположное двум предыдущим. Не происходит контакта самости и внешней среды (прерывание на 2-3 фазах). При этом человек ошибочно думает, что всё хорошо, что он налаживает межличностные связи и вбирает в себя извне что-то новое, нужное и полезное. На самом деле истоки всех идей, мыслей, взглядов — исключительно он сам. Это чревато тем, что в кульминационный момент он уходит от ответственности, обвиняя в совершённом других («это он меня заставил», «я сделал как все»).

Профлексия (ретрофлексия)

Похожа на проекцию. Но здесь человек не занимается самообманом, что он якобы контактирует с внешней средой и у него всё хорошо в межличностных и прочих отношениях. Пытаясь удовлетворить собственные желания и потребности, он ищет решение всех проблем внутри себя. При этом ему кажется, что он постоянно самосовершенствуется, развивается, пытается что-то изменить в себе. Однако со стороны это выглядит как аутизм, затворничество, закрытость и даже самоистязание.

Эготизм

Состояние, максимально похожее на профлексию, но в более болезненной форме. В процессе изменения самого себя человек начинает слишком завышать свои способности и возможности. Так как в большинстве ситуаций он обходится без сторонней помощи, он искренне думает, что на голову выше всех остальных. Рождается нарциссизм чистой воды. Самость считает, что она сама может удовлетворить все свои потребности.

Дефлексия

Данное состояние называется ещё потерей функции эго. Человек переносит свои переживания в промежуточную зону, которая не касается ни его внутреннего мира, ни окружающей среды. Это сфера умственных процессов, куда самость сбегает и начинает впадать в абстрактные рассуждения, жить неосуществимыми мечтаниями и фантазиями.

Разграничение данных процессов схематично дано в таблице:

Цель гештальт-терапии — помочь человеку осознать тот процесс, который мешает ему закончить цикл контакта, и избавиться от него. Для этого применяются различные методы и приёмы. Однако сразу следует отметить, что в 90% случаев 1 и даже 2 сеансами дело не ограничивается. Курс лечения может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет, пока человек освободится от всех этих патологических реакций и не научится все циклы доводить до конца.

Перенос и контрперенос

В гештальт-терапии большое внимание уделяется взаимоотношениям специалиста и пациента. Они обязаны тесно контактировать между собой, доверять друг другу, а в определённые моменты (по классическому образцу) даже вступать в конфликт.

Перенос — те чувства, которые пациент испытывает по отношению к гештальт-терапевту. Но это не симпатия или антипатия, как при работе с обычными психологами или психотерапевтами. В процессе сеанса специалист подводит человека к тому, чтобы тот перенёс на него свои переживания, которые его тревожат и являются для него проблемой на данный момент. Это позволяет ему приблизиться к его внутреннему миру.

Контрперенос — обратная реакция психотерапевта на пациента. Если в процессе сеанса были нечаянно затронуты те проблемы, которые актуальны для самого специалиста (он же тоже человек), это позволяет ему лучше понять те механизмы, которые движут его клиентом.

В редких случаях они могут меняться местами.

Выделяют 6 типов взаимодействия психотерапевта и пациента:

  1. Перенос пациента на гештальт-терапевта.
  2. Контрперенос гештальт-терапевта в ответ на перенос.
  3. Перенос терапевта только на определённую группу пациентов.
  4. Контрперенос пациента в ответ на перенос.
  5. Актуализации клиента, затрагивающие личность самого терапевта.
  6. Актуализации терапевта к пациенту.

Особенное значение перенос и контрперенос приобретают в «работе в двойке» (в паре, когда проводятся индивидуальные сеансы без привлечения третьих лиц). Наглядно проследить все эти взаимоотношения можно по схеме:

В гештальт-терапии используется огромное количество других терминов и понятий, но выше рассмотренные считаются базой, отражающей суть данного направления.

Основные принципы

Принцип «сейчас»

Концентрация на том, что происходит в данный момент: внутри человека, как он ведёт себя, в окружающей среде. Поэтому гештальт-терапевты просят пациентов рассказывать всё, что с ними произошло.

Принцип «я и ты»

Это те самые перенос и контрперенос, о которых было рассказано выше. В процессе сеанса терапевт приводит пациента к тому, чтобы тот устанавливал открытый и непосредственный контакт с окружающим миром.

Данный принцип реализовывается несколькими способами. Если это групповое занятие, организуются ситуации, в которых пациентам нужно научиться устанавливать контакт с другими участниками посредством вербальных и невербальных упражнений. Работа идёт либо в двойках, либо в тройках.

Человеческой природе свойственно говорить абстрактными вещами. Даже когда мы обижены, мы стараемся не называть имён, кто виноват в нашей психотравме. «На работе меня не ценят», «Дома меня ни во что не ставят», «Меня бросили» — это всё безличные предложения. На занятиях гештальт-терапии придётся адресовать все эти обвинения конкретному лицу: «На работе Николай Иванович, мой начальник, меня не ценит», «Дома Маша, моя жена, меня ни во что не ставит», «Саша, мой любимый человек, меня бросил».

Принцип субъективизации

Напоминает предыдущий принцип, но работа направляется не во внешнюю среду, на кого-то, а внутрь себя. Опять-таки, согласно человеческой природе, мы всё обобщаем: «Мне почему-то плохо», «Мне что-то мешает уйти от мужа». На сеансах гештальт-терапии всё это конкретизируется, причём без привлечения кого-то со стороны: «Я сам делаю себе плохо», «Я сама себе мешаю уйти от мужа». Это заставляет пациента брать ответственность за происходящее на себя.

Принцип непрерывности (континуума)

На сеансах люди учатся воспринимать свою личность как целостный образ, который состоит из спонтанного потока переживаний. Их нужно осознать, прочувствовать и проговорить. Это позволяет человеку ориентироваться внутри себя и давать объяснения своим мыслям и поступкам. Это помогает налаживать контакт с окружающим миром и доводить цикл до конца.

Данный принцип переносит акцент с вопроса «почему?» на «что и как?». В этом заключается одно из главных отличий гештальт-терапии от всех остальных направлений в психологии и психотерапии.

Приёмы

Для реализации вышеописанных принципов в гештальт-терапии используются следующие приёмы:

  1. Исключение сплетен, домыслов и обсуждений кого бы то ни было — проговариваются только факты. Например, вместо «у меня отвратительный муж» — «я застала мужа с любовницей».
  2. Прямые высказывания без завуалированных фраз со скрытыми смыслами и загадками. Например, вместо «моя жизнь — настоящая Санта-Барбара» — «я пережила 2 развода и похоронила сына».
  3. Аутоэкспрессия для повышения самооценки — высказывание с одной-единственной целью, получить удовлетворение. Например, «я хорошо выгляжу для своих лет», «я лучший специалист по консалтингу в нашем городе».

Гештальт-терапия использует множество приёмов для достижения своей основной цели — создание целостного образа, не разделяя его на мать, сестру, дочь, жену, любовницу, начальницу отдела. Всё это — один человек. И, пока он сам это не осознает, он постоянно будет прерывать цикл контакта, так как одна социальная роль будет мешать переходить с фазы на фазу другой.

Пример.

  1. Преконтакт: женщина хочет пойти на свидание с любовником.
  2. Контактирование: назначает встречу, освобождает для неё время.
  3. Полный контакт: свидание происходит.
  4. Постконтакт: любовники разъезжаются.

Внешне цикл видится законченным и не нарушенным. Однако женщина всё равно приходит на приём к терапевту с вопросом, что в её жизни не так, почему она не может быть счастлива. И оказывается, что сбои идут уже на фазе контактирования, когда приходится ущемлять интересы законного супруга и детей, врать, что пошла к подруге. Это порождает разрушающее чувство вины. То есть изначально неправильно был дан ответ на вопрос: насколько полным будет удовлетворение этой потребности. Идут вразрез социальные роли матери, жены и любовницы.

Принцип целостности — основополагающий в гештальт-терапии.

Плюсы и минусы

При детальном изучении гештальт-терапии она кажется целостной и гармоничной системой без изъянов. У неё множество преимуществ:

  • гибкий подход, помощь любому пациенту в любой ситуации;
  • долгосрочные и глубокие результаты;
  • работа на разных уровнях: от смысла человеческого существования до не вынесенного мужем мусорного ведра;
  • относится к гуманистическим направлениям, так как ориентирована на личность и все имеющиеся методы подчиняет ей, а не наоборот.

Однако есть ряд моментов, из-за которых критика не ослабевает и только набирает обороты год от года:

  • длительность курса лечения (от нескольких месяцев до нескольких лет);
  • работа с глубинными слоями личности под силу не каждому;
  • отсутствие практических рекомендаций и прямых советов от психотерапевта — приходится делать выбор самостоятельно и брать за него полную ответственность;
  • отсутствие логики: идёт чистое наблюдение за собственными переживаниями и чувствами без анализа;
  • среди гештальт-терапевтов мало настоящих профессионалов;
  • есть мнение, что пациентами гештальт-терапии не могут быть люди с ограниченным IQ, а значит, маленькие дети, слабоумные и старики, страдающие деменциями, не могут рассчитывать на её помощь.

В основном гештальт-терапия подвергается критике потому, что её теоретические выкладки, в отличие от остальных направлений, мало подтверждены практическими исследованиями и экспериментами. И результаты сеансов, курсов, групповых и индивидуальных занятий не берутся в счёт, так как являются сублимацией субъективных переживаний.

Что касается тех, кто побывал в кресле пациента, они критикуют её за то, что она заставляет брать на себя ответственность за происходящее и постоянно работать над собой без оглядки на остальных. Многим не нравится прямота высказываний психотерапевтов, которые нередко нарушают личные границы и провоцируют на сильные травмирующие эмоции.

Виды

Детская

Многие считают, что детской гештальт-терапии не существует. Даже сами сторонники этого направления относятся к детству как к периоду жизни человека, который символизирует собой преконтакт, то есть самое начало цикла.

С чем тут работать, если перехода к остальным фазам ещё не осуществляется в силу возраста? Ребёнок только учится устанавливать границы между собственными потребностями и внешней средой. Вот когда он осознанно научится решать задачи посредством различных инструментов извне, тогда он и становится объектом гештальт-терапии. Однако это лишь одна точка зрения.

На самом деле детская гештальт-терапия сейчас активно развивается и внедряется на практике даже в детские сады и школы. Её основная идея — помочь ребёнку полноценно завершить стадию преконтакта и научить его безбоязненно и без потерь для психики переходить на следующие фазы.

Какие установки терапевты дают детям, начиная с самого раннего возраста:

  • не зацикливаться на прошлом, жить настоящим;
  • работать только с тем, что есть в реальности, а не в мечтах;
  • меньше фантазировать;
  • меньше предаваться ненужным анализам и размышлениям — больше наблюдать;
  • открыто выражать свои чувства;
  • принимать боль и разочарования наравне со счастьем и удовлетворением;
  • не ориентироваться на других.

Далеко не все взрослые могут усвоить подобные постулаты и жить в соответствии с ними. Однако детская психика — чистый лист бумаги, на который все эти заповеди отлично укладываются в единый рисунок.

Здесь есть подводный камень — не вырастить из ребёнка эгоиста, который говорит что хочет и поступает только с оглядкой на себя. Если сеансы проводил профессионал, это исключено, так как попутно маленькому пациенту объясняются моральные и этические нормы общества, которые необходимо соблюдать.

Приёмы работы с детьми в гештальт-терапии мало отличаются от тех, что применяются в других направлениях. Это игры, сказки, рисунки, скульптурные методы, развитие сенсорного опыта и др.

Семейная

В принципе, детская терапия уже в какой-то мере является семейной, так как сеансы с ребёнком проводятся в присутствии родителя. Это называется «работа в тройках». Такой же тип занятий практикуется, когда на приём приходят муж и жена.

При работе с супругами используются 4 линзы, позволяющие всем троим (мужу, жене и психологу) увидеть проблемы пары. Как только они предстанут под увеличением, их будет проще разрешить.

Линза первая

Позволяет увидеть сильные и слабые стороны брака (отношений в паре). Причём об этом рассказывают оба участника сеанса — учитываются мнения обоих.

Линза вторая

Позволяет увидеть, как общаются между собой супруги. Задаётся вопрос, не почему вы ненавидите или раздражаете друг друга, а каким тоном вы разговариваете между собой, обнимаетесь ли, прикасаетесь ли друг к другу, есть ли визуальный контакт.

Линза третья

Позволяет увидеть полярные искривления в паре на фоне первых двух линз. Муж видит в жене больше положительных сторон, смотрит ей в глаза, пытается приобнять. Жена называет только отрицательные момента брака, отстраняется от супруга, избегает любого контакта с ним.

Линза четвёртая

Позволяет увидеть отсутствие или наличие слияния двух людей в одно целое. Даже если все остальные линзы показали, что дисбаланс в отношения вносит жена, но при этом она видит в будущем семью только со своим нынешним мужем и даже не думает о разводе, работа по восстановлению счастливого брака продолжается.

Семейная гештальт-терапия эффективна, но у неё есть один существенный минус. Она предполагает слишком медленный прогресс. Сеансы могут затянуться на несколько месяцев, и не все пары выдерживают такой срок, чтобы работать над отношениями.

Практика

Работа с травмой

Гештальт-терапия невероятно эффективно зарекомендовала себя в лечении психических травм независимо от их происхождения. Шоковые, сексуальные, эмоциональные — при правильном подходе квалифицированный специалист устранит все последствия. Правда, это будет долгий и нелёгкий процесс, но в итоге он себя оправдает на все 100%.

В гештальт-терапии под психотравмирующей ситуацией подразумевается прерывание контакта, которое было подробно расписано выше. Поэтому единственным способом избавления от неё считается завершение полного цикла, то есть удовлетворение первоначальной потребности.

Пример работы с травмой:

  1. Преконтакт: реализация материнского инстинкта у женщины — базовая потребность, заложенная природой.
  2. Контактирование: попытки зачать ребёнка.

На этом цикл заканчивается, потому что попытки заканчиваются неудачей, и женщина получает эмоциональную травму. Ей кажется, что жизнь потеряла смысл. Рушатся отношения с мужем, идёт дисбаланс в гормональной и эмоциональной сферах.

Задача терапевта — подтолкнуть её к тому, чтобы закончить цикл и перейти на следующую фазу через другое решение задачи. Он должен вывести её на альтернативные методы зачатия (ЭКО или суррогатное материнство). Возможно, она готова рассмотреть другого мужчину в качестве отца для своего ребёнка. Ещё один путь — взять малыша из детского дома. В процессе сеансов женщина сама находит вариант завершения цикла и закрывает свой гештальт.

Работать с гештальт-терапией самостоятельно достаточно трудно. Если всё-таки хочется попробовать, можно почитать книгу Старака Я., Кей Т. и Олдхейма Дж. «Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым» и освоить некоторые предложенные ими упражнения. Их всего 6, каждое выполняется последовательно, раз в день. Воскресение — выходной.

  1. Разделение своего окружения на вредных и полезных людей.
  2. Найди пользу во вредных отношениях.
  3. Увидеть их ценность для собственной жизни.
  4. Оценить и детально представить, что будет после разрыва этих вредных отношений.
  5. Детально раскритиковать человека, который отравляет жизнь.
  6. Придумать для него наказание, представить его до мельчайших подробностей.

Гештальт-терапия — уникальное, интересное, не похожее на остальные направление в психологии и психотерапии. Её эффективность во многом обусловлена профессионализмом специалиста, который проводит сеансы. Поэтому, решаясь воспользоваться её помощью, тщательнее ищите того, кто будет работать с вашим гештальтом.

Основные положения, методы и техники гештальт-терапии

Что это такое?

Гештальт-терапия — это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

Гештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.

Основателем данного направления является немецкий ученый — Фриц Перлз, он использовал для его развития теорию психоанализа, которую постоянно дополнял собственными умозаключениями. Холистический подход (единство души и тела, чувств и эмоций) в гештальт-терапии появился благодаря трудам психологов Вертгеймера, Келера, Курта Гольдштейна. Развитие телесных ощущений позиционировал исследователь Райх, а элементы психодрамы ввел Якоб Морено.

Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять. В процессе лечения терапевт помогает пациенту «извлечь» из подсознания «болезненные» воспоминания, образы, мысли, чувства и «поработать» над ними.
В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций). Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.

Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений — вот что такое гештальт-терапия простым языком.

На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:

  • всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
  • не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
  • выражать себя в общении, творчестве, деятельности.

Основные положения гештальт-подхода — это:

  • развитие внимательного отношения и быстрого отклика на любые собственные эмоции;
  • обогащение, увеличение и сохранение внутренней энергетики;
  • раскрепощенность проявления телесных реакций;
  • стремление у аутентичности (выстраиванию гармоничных отношений со своим организмом).

Цикл действий в такой терапии Гештальт-терапия наиболее эффективна для женщин (из-за их эмоциональности), мужчинам такое длительное внимание и тщательный разбор чувств может показаться преувеличением, они обычно руководствуются доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания и потребности в угоду достижениям и успехам.

Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.

Основные методы и техники

В гештальт-подходе используются:

  • работа с чувствами;
  • упражнения на выражение своего состояния движениями тела;
  • анализ снов и воспоминаний;
  • работа с вымышленными персонажами (обыгрывание ситуаций и чувств).

Процесс терапии считается эффективным:

  • если он длится не больше 2-х лет;
  • показывает пациентам сильные черты их личности;
  • способствует позитивному восприятию себя в мире.

Этапы гештальт-терапии:

  • поиск проблем, явного и «замаскированного» негатива у клиентов, слабых сторон их личности;
  • анализ и «отпускание» обнаруженных препятствий;
  • формирование доверия к собственной сфере чувств и обучение свободному выражению эмоций (с учетом социальных норм и правил).

Главная роль в любых гештальт-методиках отводится эмоциям, движения же разума считаются вторичными, их учитывают, если они не подавляют сферу чувств.

Базовые 5 эмоций в гештальт-терапии

Задача гештальт-терапевта помочь пациенту увидеть каким образом он «препятствует» удовлетворению своих потребностей, какие психологические блоки он выставляет и вместе найти приемлемые способы их удовлетворения.

Задача клиента — рефлексия (осознание и выражение) своих чувств и связанных с ними поступков.
Основная стратегия гештальт-терапии — это развитие желания принятия себя (техники изменения личности в ней практически не используются).
Терапевты гештальт-подхода в своей работе оперируют специальными терминами:

1. Интерпроекция. Подмена реальных потребностей людей навязанными (обществом, традициями, значимыми людьми).

2. Конфлюэнция (отсутствие границ между внешней средой и организмом).Слияние чувств и поступков с целью получения максимального удовлетворения от жизни.

3. Ретрофлексия. «Замораживание» в подсознании своих потребностей и желаний.

4. Цикл-контакт. Процесс формирования в сознании клиента образа препятствия, выражения чувств относительно проблемы, разрушения гештальта.

5. Преконтакт. Стадия формирования гештальта с преобладанием ощущений его фона (на основе телесных ощущений возникает образ главенствующего чувства).

6. Контактинг. Свободное выражение чувств и преодоления эмоциональных » зажимов».

7. Финальный контакт. Отождествление себя с гештальт-образом, осознание единства чувств и действий.

8. Эготизм. Самопрерывание цепочки гештальт-терапии. Уход от осознания потребности, предотвращение перехода в финальный контакт и застревание на контактинге.

9. Постконтакт. Растворение фигуры гештальта в фоне. Получение и закрепление опыта эмоционального и телесного выражения чувств.

Таким образом, весь процесс традиционной гештальт-терапии представляет собой формирование в сознании пациентов фигуры и фона и поэтапное отражение их внутренней работы над психологическими проблемами.

А вот что это такое простыми словами:

  • осознание своих эмоций в состоянии покоя;
  • анализ чувств и желаний при возникновении раздражителя;
  • формирование целостного образа (гештальта) провоцирующего фактора и реакции на него;
  • эмоциональное реагирование на него;
  • катарсис (снятие напряжения и возникновение удовлетворения);
  • возвращение к гармоничному состоянию

Упражнения

Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют
шаг за шагом «обнажить» эмоциональные «шлаки» в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.

В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций. Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций.

Примеры упражнений:

1. «Горячий стул». Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит. После диалога с пациентом на «горячем стуле» тренер просит выразить чувства и ощущения других участников. Все они должны побывать в центре круга.

2. Осознание. Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.

3. Усиление телесных проявлений во время занятий. Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в «барабанную» дробь.

4. Челночное движение. Нагнетание фона к фигуре. Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно «окрасить» фон, т.е. делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).

5. «Пустой стул». В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.

6. Совершение кругов. Все члены группы по кругу высказываются друг друге.

Отзывы

Пациентка Мария:

Я посещала групповые занятия около месяца. На них я познакомилась с людьми у которых схожие со мной проблемы. Вначале было странно давать ход чувствам, но постепенно я поняла, что с эмоциями уходит и негатив. Я стала позволять себе в реальной жизни намного больше, научилась радоваться как ребенок и жить в согласии с собой.

Пациентка Ольга:

Не совсем верила, что практическая психология способна избавить меня от зажатости и скованности. Но именно благодаря гештальт-терапии я смогла полюбить себя и сделать то, что давно хотела. Я поняла разницу между своими желаниями и навязанными мне стандартами поведения. Это такая свобода — поступать согласно своим чувствам и не прятать их!

Пациентка Алена:

Я стала «уютной» для самой себя, тревожность и скованность ушли. Я спокойна как никогда, весела и ценю себя.

Пациент Владимир:

Это был очень странный для меня опыт. Я понял, что те чувства, что внутри меня, гораздо «объемнее» и богаче, чем их внешние проявления. Я перестал их стеснятся и стал говорить о них своей жене. Мы стали намного ближе, оказывается ей всегда очень хотелось, чтобы я говорил ей о любви. Моя жизнь действительно изменилась — она стала ярче!

Пациентка Марина:

Я рада, что прошла терапию. Только тут поняла, что окружающие своими манипуляциями чуть не сделали из меня невротика. Осознание того, что я могу жить своей жизнью и эмоциями пришло не сразу, но этот путь вернул мне здоровье и психическое и физическое.

Обучение

Гештальт-терапия сложное направление в психологии, с философским и гуманистическим уклоном и для того, что бы изучить ее практически необходимо обучиться у профессионалов.

В наши дни учебные курсы можно пройти в образовательных учреждениях: очно, заочно и даже онлайн.

В Москве лекции и мастер классы от профессоров, доцентов и ведущих специалистов предлагает институт гештальт терапии и центры по повышению квалификации в области психологии. Желающие могут познакомиться как с базовыми понятиями гештальт-метода, так и с его тонкостями.

Обучение организуется так, что теория и практикум чередуются, что позволяет участникам группы закрепить знания через личный опыт участия в психотерапевтических занятиях.

Изучение гештальт-терапии необходимо:

  • для специалистов, которые планируют использовать этот метод в своей практике;
  • для психотерапевтов, желающих поработать над собственными проблемами;
  • для практикующих психологов и психиатров, которые хотят расширить свои знания по профессии.

Продолжительность обучения от 3-х до шести месяцев. Стоимость от десяти до сорока тысяч рублей, в зависимости от продолжительности и содержания программ обучения.

Видео:

Основы гештальтпсихологии

«Расскажите мне, и я забуду. Покажите мне, и я запомню. Позовите меня с собой, и я пойму». Конфуций (древний мыслитель и философ Китая).

  1. Что такое гештальтпсихология
  2. Школа гештальтпсихологии
  3. Идеи, законы, принципы
  4. Гештальт–терапия
  5. Гештальт-упражнения
  6. Гештальт-картинки
  7. Отзывы и комментарии

Психологию, как систему жизненных явлений, знает, пожалуй, каждый, а вот как систему проверенных знаний – знают немногие, и то те, кто специально ею занимается, решая всевозможные научные и практические задачи. Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в ХVI веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В XVII – XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и детальность человека. А уже с XIX в. психология — самостоятельная (экспериментальная) область научных знаний. Изучая психологию и поведение людей, ученые продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте.

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена», суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:

  • Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
  • Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
  • Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
  • При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Гештальт–терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  • Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
  • Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  • Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершенный гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности;
  2. Поиск возможности ее удовлетворения;
  3. Удовлетворение;
  4. Выход из контакта.

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

Гештальт–упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие те­рапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе» научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

1. Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом.

2. Упражнение — Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытать состояние присутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
  • Дождитесь состояния полного умиротворения.
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнером
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

З. Упражнение «Я/Ты»

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

  1. Сконцентрируйтесь;
  2. Глаза должны быть открытыми;
  3. Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
  4. Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
  5. Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.

Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».

Гештальт-картинки

Рисунки перевертыши (зрительные иллюзии): Что вы видите? Какие эмоции переданы на каждой из сторон картинок? Не рекомендуется давать просматривать подобные картинки детям дошкольного возраста, поскольку они могут служить причиной психических расстройств. Ниже даны знаменитые «двойственные» изображения: людей, животных, природы. А что вы смогли разглядеть на каждом из рисунков?

Кроме того, идея гештальтпсихологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы». Читайте подробнее про друдлы на этой странице.

Этой статьей мы хотели пробудить в каждом из вас желание обратиться к себе, познать глубину своей души, начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.

В те же годы, когда в Соединенных Штатах вспыхнул бихевиористский «бунт» против психологии сознания, в Германии другая группа молодых исследователей отвергла психологический «истеблишмент» (имеющий власть) с не меньшей решительностью, чем Уотсон. Эта группа стала ядром новой научной школы, выступившей под названием гештальт-психологии. Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка. Они встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований. В опытах над животными гештальтисты показали, что, игнорируя психические образы – гештальты, нельзя объяснить их двигательное поведение.

Критике гештальтистов подвергалась и бихевиористская формула «проб и ошибок». В противовес ей в опытах над человекообразными обезьянами выявилось, что они способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом. Оно возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения. Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта, а не правилам формальной логики. Сознание было представлено в гештальт-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам.

Основные идеи гештальт- психологии

1. Предмет изучения психологии — сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт — целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

4. Метод исследования гештальтов — непредвзятое, объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее есть фикция, т. е. не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности:

— апперцепцию (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека);

— взаимодействие фигуры и фона (любое зрительное поле делится на фигуру, отличающуюся яркостью и четкостью, и именно ее мы воспринимаем как основное содержание поля, и фон, который не столь ярок, но именно благодаря фону фигура и воспринимается с такой четкостью);

— целостность и структурность восприятия, т. е. человек воспринимает предметы в видимом поле не по отдельности, а все вместе как единое целое.

7. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля: те элементы поля, которые ранее не имели между собой никакой связи, начинают объединяться для решения поставленной задачи, и происходит это путем осознания, т. е. через инсайт в настоящем, в ситуации ≪здесь и теперь≫. Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.

Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители данного направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательство правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *