Холотроп

Что такое холотропное дыхание

Холотропное дыхание — это особая дыхательная техника, использующаяся в психотерапии для осознания вытесненных в подсознание переживаний. Сама техника холотропного дыхания заключается в интенсивном учащенном дыхании, в результате которого возникает гипервентиляция легких. Гипервентиляция в свою очередь приводит к сужению сосудов головного мозга, отключению коры мозга и включения в активную работу подкорки.

Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

Холотропное дыхание в психотерапии

Холотроп был изобретен психотерапевтами Станиславом и Кристиной Гроф как замена психотропным препаратам, использующимся в психотерапевтических сеансах для освобождения вытесненных из сознания переживаний. Станислав Гроф заметил, что под воздействием психоактивных препаратов, когда на поверхность сознания всплывают тяжелые эмоции не осознаваемые ранее, человек начинает дышать чаще и глубже. Дальнейшие исследования показали, что само по себе такое дыхание приводит к тому же эффекту, что и применение препаратов. Поэтому после запрета психоактивных веществ, Станислав и Кристина Гроф заменили их практикой холотропного дыхания.

Само по себе учащенное дыхание, отключая защитные механизмы психики позволяют увидеть и разрядить тот психологический материал, которые наша психическая защита скрывает от нас в нашем обыденном состоянии.

Техника выполнения холотропного дыхания

Методика холотропного дыхания заключается в более учащенном и глубоком дыхании. Обычная инструкция не включает в себя четких параметров частоты и глубины, а предлагает найти свой индивидуальный подход в процессе практики. В больше мере техника представляет собой погружение в свои переживания и анализ полученного опыта. Также большое значение имеет музыка, которая служит для стимуляции нужного состояния сознания у практикующего.

Всего можно выделить четыре составляющих техники холотропного дыхания.

1) Глубокое учащенное и ритмичное дыхание ртом с отсутствием паузы между вдохом и выдохом

2) Музыкальное сопровождение для стимуляции процесса

3) Погружение в глубокие переживания всплывающие из подсознания

4) Анализ и выражение полученного опыта в виде рисунков или другого творческого процесса

Холотропное дыхание выполняется в паре: практикующий (холонавт) и ситтер. Ситтер нужен для того, чтобы следить за ситуацией, направлять практикующего, помочь избавиться от мышечных зажимов и для безопасности. Обычно в один день проводится два сеанса, сначала один дышит, второй страхует, а потом они меняются.

Холонавт — это человек, практикующий холотропное дыхание.

Рассмотрим подробнее технику выполнения:

Итак, запомните три главные характеристики дыхания:

  • дыхание только ртом
  • ритмичное
  • глубокое
  • частое
  • дыхание только грудной клеткой
  • быстрый резкий вдох и расслабленный выдох

Сам сеанс выглядит так:

  • Ложитесь на спину, руки и ноги свободно раскиньте как вам удобно
  • Включите музыку, специально подобранную для сеанса (в интернете есть готовые сборники)
  • Глаза закройте и не открывайте в течение сеанса
  • Дышите как описано выше несколько минут
  • Сосредоточьте внимание на технике дыхания и ощущениях в теле
  • На мысли и образы не отвлекайтесь, держите внимание на дыхании и теле
  • Если возникли судороги или сильное напряжение, старайтесь сбросить напряжение и расслабиться при помощи образов
  • Результативность сеанса зависит от того насколько хорошо вы сможете расслабиться
  • После завершения дыхательной практики нужно полежать расслабившись не менее 30 минут

Как делать холотропное дыхание самостоятельно в домашних условиях

  • Выделите время около 1,5 — 2 часов, позаботьтесь, чтобы вас ничего не отвлекало во время сеанса
  • Проветрите помещение для сеанса, найдите пространство, чтобы можно было свободно лежать на спине раскинув руки иноги
  • Включите заранее подобранную музыку для сеанса
  • Используйте сеанс холотропа для разрешения определенной психологической проблемы, определитесь, какую проблему вы хотите решить
  • Используйте описанную выше технику дыхания для входа в измененное состояние сознания

Через сколько начинает действовать холотропное дыхание

Обычно дышать нужно около 20 минут для того, чтобы войти в нужное состояние. Следующие 20 минут мы продолжаем дышать переживая все, что всплывает в сознании, затем 20 минут идет пик сеанса и разрядка психических проблем, затем мы отдыхаем и стараемся осознать опыт.

Практика холотропного дыхания

Для чего нужно холотропное дыхание? Результатом практики должно быть проявление блоков. Они могут проявляться в виде телесных зажимов, которые нужно расслабить. Здесь вам может помочь ситтер слегка надавливая и массируя место телесного блока. Также блоки могут выходить в виде картинок в сознании, мыслей и эмоций. В памяти могут всплывать забытые события из жизни, страхи или другие ощущения. Ваша задача просто переживать весь поток сознания, а после сеанса выразить в свободной форме при помощи рисования, лепки из пластилина или любого другого творчества.

Как часто нужно практиковать холотропное дыхание? Рекомендуется практиковать холотропное дыхания следуя своим собственным ощущениям в потребности. Ответ на этот вопрос будет очень индивидуальным для каждого человека.

Отзывы о практике холотропного дыхания

Здесь я собрал отзывы от разных людей, как негативные таки позитивные.

  • Я проходила сеанс с опытным тренером Во время практики действительно у меня всплывали в сознании какие-то воспоминания и в теле возникали боли. Но есть ли какой-то в этом смысл? Что мне это дало? Никаких изменений в себе после сеанса по прошествии времени я не заметила.
  • Я в восторге от сеанса! Но сразу хочу предупредить, что нужно практиковать только под наблюдением врача или хорошего специалиста. У меня произошла очень мощная разрядка накопившихся переживаний, как будто психика полностью обновилась и очистилась. Во время сеанса текли слезы, пробегала дрожь по телу, возникали судороги, но затем наступило такое облегчение. И это состояние легкости оставалось со мной еще пару месяцев.
  • Ну-у, достаточно не просто с помощью холотропного дыхания войти в нужное состояние и добиться катарсиса. Нужно интенсивно дышать достаточно долго, около получаса, что тяжело физически. К тому же нужно постоянно концентрировать внимание на ощущениях.

Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

О холотропном дыхании совсем недавно узнал от друга. Он так восхищенно рассказывал о занятиях, о том, какое облегчение приносят эти занятия. Все это меня очень заинтересовало, мне захотелось узнать об этом и решить, холотропное дыхание плюсы и минусы — вред или пользу приносит это человеку?

Американский ученый — психиатр Станислав Грефт разработал особую дыхательную систему в прошлом столетии. В 1975 году эту методику признала американская медицина, а в 1993 — в России. Суть холотропного дыхания — это глубокое, учащенное дыхание, способствующее погружению в состояние транса. Музыка является стимулирующим средством этой технологии. В этом состоянии можно испытать различные видения, путешествия.

При определенном дыхании в организм попадает большое количество кислорода, уровень углекислого газа снижается работа подкорки увеличивается и из сознания освобождаются переживания прошлого.

Заниматься холотропным дыханием надо в присутствии тренера. Этот метод помогает решать различные психологические проблемы. В этом процессе участвует только дыхание, никаких химических вспомагателей.

На этих тренингах люди освобождаются то своих страхов, зажимов, комплексов. Тренинги по холотропному дыханию учат освобождать сознания от психологических рамок, помогают открывать новые ощущения и эмоции, меняют мировоззрение. Применение данной методики помогает решить старые психологические проблемы, конфликты.

Холотропное дыхание плюсы и минусы.

Отзывы по этой технологии показывают, что она способна лечить людей от депрессий, навязчивых идей, страхов, духовных кризисах. Но есть и противоположные мнения. При быстром дыхании наступает голодание мозга, что вызывает галлюцинации. Мозг выбрасывает различную информацию, перенося человека в другое пространство и другую жизнь. Человека захватывает эта ирреальность, он перестает жить реальностью. Становится странным для обычных людей.

Некоторые медики утверждают, что от нехватки кислорода клетки мозга начинают отмирать. Эти упражнения могут привести к спазмам сосудов, гипоксии, интоксикации и даже к клинической смерти. Но тут возникает и контр вопрос. А употребление спиртного? Ведь при его потреблении, так же говориться, что клетки мозга умирают!? Но это не мешает обществу законно производить и торговать этим ядом. Тут и напрашивается вывод….. Это похоже на какую-то разводку… это нельзя, а можно водку.

Конечно, каждый из нас, прежде, чем осваивать эту или какие-либо другие технологии, должен изучить эти направления, почитать отзывы. Принимать решение надо осознанно и не торопясь, главная задача любого человека — не навредить себе и ближнему. Не перегибайте палку. И подумайте не затянет ли вас это, знайте чувство меры и умейте вовремя остановиться. Взвесьте все сами, холотропное дыхание плюсы и минусы.

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным1.

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических2исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме — древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания”3.

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал4 и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей”5. Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш — и. М.) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии — работа с телом — кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) — это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле — некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш — и. М.). При движении энергии происходит раскрытие чакр — центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно”6.

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “по­коя”, “мира” , “бесконечности”7.

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли”8.

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта”9.

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи10. Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш — и. М.), “медитация — средство полной трансформации, преображения личности”11. Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш — и. М.) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт”12. В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей”13. Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая — различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм — Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш — и. М.) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни”14. Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями — от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса15.

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием илиотождествление (курсив наш — и. М.) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём16.

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы — бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами”17. По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божест­вами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним”18.

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой — это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога”19. И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть”20. Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр 12:22–23).

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”21 говорят о подмене понятия Бога.

В-пятых, безоценочное принятие переживаний — путь к духовной и телесной погибели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: “Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий”22. В результате Своего искупительного подвига Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Апостол Павел благодарит Бога и Отца <…> избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол 1:12–13). И всё же падший человек вместо пути богопознания и покаяния выбирает путь быстрого достижения запредельного знания, сверхчеловеческих возможностей. Ещё апостол Иоанн Богослов писал об этом: …свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19).

В-шестых, методологической основой и базовым понятием является введение человека в изменённые состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный характер. Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим 4:3–4).

На основании вышесказанного ясно: метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание.

Иеромонах Максим, Альманах «Альфа и Омега» от 01 января 2012 г.

________________________________________

1Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / Науч. ред.В. Майков; пер. с англ. С. Офертаса. М., 2001. С. 23.

2Психоделический — связанный с употреблением психоактивных веществ, способных влиять на психику человека и вводить его в изменённые состояния сознания.

3Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы // ИНИОН. М., 1991. С. 36.

4Мандала — в буддизме: круглая магическая диаграмма. — Ред.

5Гроф С. Психология будущего. С. 37.

6Клезовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Минск, 1995. С. 612.

7См. Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Грех и покаяние последних времён. О тайных недугах души. М., 2007. С. 109.

8Там же. С. 109.

9Пути за пределы “эго”. Трансперсональная перспектива: / Под ред. Р. Уолша, Ф. Воон; пер. с англ. М. Папуши и др. М., 1996. С. 69.

10См.: Пути за пределы “эго”. С. 71.

11Озанец М. Медитация для начинающих / Пер. с англ. А. Гарькавого. М., 2004. С. 6.

12Гроф С. За пределами мозга. — http://psycho.dtn.ru/txt/grof/sg008.htm.

13Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания / Пер. с англ. О. Цветковой. М., 2004. С. 29.

14Там же. С. 31.

15См.: Там же. С. 31–32.

16См.: Там же. С. 37.

17Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения: Слово о смерти. М., 2002. С. 14.

18Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. В 7 т. (Репр.). Т. 1. М., 1993. С. 258.

19Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические (Репр.). М., 1993. С. 155.

20Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 2. С. 126.

21Гроф С. Космическая игра. С. 35.

22Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. С. 19.

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание – это психотерапевтический прием, фундамент которого выстраивается на интенсивном дыхании. Данный прием известен сегодня как один из общераспространенных в психотерапии и зародился он в семидесятых годах в качестве узаконенной альтернативы психоделическим методикам. Ввели в обиход психотерапии эту технику Кристина и Станислав Гроф. До запрета использования психоактивных препаратов был зафиксирован феномен – по завершению психоделической сессии психотерапии, когда проблемный аспект до конца остался не проработанным, клиенты принимались интенсивно дышать с целью поддержания измененного сознания и доработки того психологического материала, который произрос из глубин бессознательного. Грофы стали использовать усиленное дыхание после вступления в силу запрета на использование, с намерением достижения психотерапевтического эффекта, психотомиметиков.

Холотропное дыхание предполагает сочетание следующих средств: учащенное дыхание, звучание музыки и подобранных звуков, виды телесной работы. Собственно благодаря комплексному применению перечисленных средств, холотропное дыхание способно рождать полный спектр переживаний, обычно наблюдаемых на протяжении психоделических сессий. Как правило, при использовании активного дыхания такие переживания отличаются мягкостью. Также оно позволяет холонавтам в большей степени управлять ими. По содержанию переживаний не наблюдается различий с возникающими волнениями в ходе психоделических сессий, однако при этом они извлечены все же без употребления химических препаратов. Ключевым катализатором в описанной технике служит не психоактивное средство, а естественный и основополагающий физиологический процесс – дыхание.

Техника холотропного дыхания

Естественный физиологический процесс, который именуется дыханием, является стержневым связующим звеном между окружающим миром и физическим телом субъекта, его духовностью и психикой.

Чудотворная сила методики холотропного дыхания базируется на четырех компонентах, а именно на одновременно глубоком и усиленном, а также связном дыхании, побуждающей размеренной музыке, самопроизвольном погружении в глубинные потоки бессознательного и анализе выплывающего опыта. Дальнейшее проявление психотерапевтического эффекта происходит в полете творческого измышления, например, изображении мандал либо телесно-ориентированной терапии. При этом в дыхании при данной методике должны отсутствовать интервалы, отграничивающие вдох от выдоха.

Задачей холотропного дыхания является прохождение пути самопознания, «возврата к целому», единение глубинного подсознания и сознания в целостный механизм постижения себя, собственных эмоций, созревание эмоционального и личностного взросления.

Применение данной техники позволяет отыскать давно позабытые психологические травмы, которые зарыты глубоко в бессознательном, конфликтные ситуации, провоцирующие возникновение насущных жизненных проблем, и избавление от таких «преград».

Холотропное дыхание в сравнении с привычным дыханием более учащенное и глубокое. Перед проведением данной техники или в ходе ее, зачастую, никаких других специфических рекомендаций не дается. Другими словами, скорость, природа или способ дыхания всецело зависят от внутреннего опыта пациента. Как правило, сессии активного дыхания проходят с минимальным вмешательством терапевта. Исключения составляют лишь спазмы гортани, проблемы с потерей самоконтроля, ощущения страха или сильнейшей боли, которые препятствуют продолжению терапии, а также просьба практикующего активное дыхание о помощи.

Акустические стимуляции, например, звучание бубнов, барабанная дробь, естественные звуки или ритмическая музыка являются нераздельным элементом холотропной практики. Зачастую, выбор музыкального сопровождения поддерживает специфичные этапы, отбивающие наиболее общие свойства развертывания холотропного опыта.

Музыка для холотропного дыхания вначале может быть побуждающего и стимулирующего характера, постепенно она переходит в звучание более драматической направленности, становится динамичнее и энергичнее, а затем – знаменует прорыв. По достижению кульминации звучание постепенно делается более спокойным. В самом конце музыкальный аккомпанемент становится умиротворенным, текучим, подобным мелодиям для медитаций.

Метод холотропного дыхания для создания оптимальных условий лучше практиковать в группах, участники которых разбиты на пары, где один клиент является холонавтом (то есть тем, кто практикует активное дыхание), а другой – ситтером (тем, кто обеспечивает безопасность дышащему холонавту). Зачастую за один сеанс проводится не более двух дыхательных сессии, в которых вначале один участник является холонавтом, а другой – ситтером, затем они меняются ролями. Одежда практикующих холотропную технику должна быть свободного кроя, удобной и не сковывать движения. Помещение для занятий должно быть просторным, а места для участников мягкими. После проведения релаксационных техник, холонавты начинают дыхательную сессию под ритмичное звучание музыки, которая способствует держанию сердечного и дыхательного ритма. Участники, по завершению основной дыхательной сессии, переходят к формулированию собственных переживаний при помощи рисования мандал, лепки, свободного танца, а затем, обсуждают пережитые эмоции, при желании. Продолжительность одной практики может составлять минимально два часа и максимально восемь часов. Каждый холонавт подбирает для себя индивидуально число дыхательных сессий, но не более 12.

Метод холотропного дыхания базируется на трансперсональной психологии. Прежде чем приступить непосредственно к сеансу каждый участник проходит основательный инструктаж. Участникам объясняют основные типы проявлений, порождающихся в ходе измененного сознания. Целью достижения измененного сознания является терапевтический эффект волнений, сопутствующих погружению в глубинное бессознательное психики. Среди таких волнений можно выделить: воспоминание о пережитом, извлекание перинатальных матриц (родовых или послеродовых эмоций), постижение индивидом взаимосвязи с пространством, миром и временем. В ходе теоретического инструктажа подробно знакомят с показаниями и противопоказания, дают иные рекомендации отдельно для ситтеров и для холонавтов. Ведь холонавт посредством активного дыхания достигает измененного состояния сознания, вследствие чего начинает аутентично вести себя, при этом полностью раскрепощаясь. В такие моменты обязательно вблизи должен находиться индивид, который создаст условия для безопасности и обеспечит свободу выражения переживаний. При нахождении в измененном сознании субъект совершает то, что хочет, на окружающих не обращая внимания и не подавляя собственные желания. Зачастую, перед сессией участники договариваются о том, какого рода поддержка будет идти от ситтера. А для поддержки единого дыхательного ритма партнерам рекомендуется выработать сигналы невербального общения.

Физиологический механизм действия интенсивного дыхания базируется на том, что продолжительная гипервентиляция ведет к понижению содержания углекислого газа, что провоцирует сужение сосудов, вследствие чего гемоглобин начинает крепче соединять красные кровяные тельца с кислородом. Результатом этого является менее эффективное снабжение тканей кислородом – ткани задыхаются из-за дефицита кислорода. Следствием этого является появление парадоксального кислородного голодания, которое тормозит функционирование коры головного мозга и наоборот, провоцирует более интенсивную работу подкорки, тем самым высвобождая из сознания вытесненные ранее переживания.

Метод холотропного дыхания обладает некоторыми противопоказаниями, а именно хронические заболевания тяжелого течения, в первый черед, сердечнососудистые недуги, декомпенсаторной фазе, эпилепсия, глаукома, недавно перенесенное оперативное вмешательство, инфекционные хвори в острой фазе, беременность, недавние переломы, остеопороз.

Холотропное дыхание отзывы о лечении депрессивных и невротических состояний показали, что практически у всех последователей данной техники наблюдалось после сессии ощущение покоя, легкости, душевной очистки, снятие депрессии и навязчивых состояний.

Данная техника хорошо зарекомендовала себя в терапии страхов различной этиологии, панических атак, невротических состояний, духовных кризисах, депрессивных состояний и даже в лечении ожирения, хотя и считается, что холотропное дыхание для похудения является вспомогательной методикой, способствующей коррекции веса. Большинство психологов уверено, что субъект в процессе сессии холотропного дыхания повторно переживает состояние, аналогичное состоянию во время произведения на свет, что позволяет ликвидировать некоторые блоки в подсознании, добраться до глубочайших слоев психики. Не рекомендуется использовать холотропное дыхание для похудения в качестве единственного способа для избавления от лишних килограмм. Лечение любых заболеваний и ожирение здесь не исключение, но оно должно быть комплексным.

Холотропное дыхание в домашних условиях

Большинство специалистов не рекомендует домашнее холотропное дыхание, но вследствие его чрезмерной популярности многие все же проводят дыхательные сессии в условиях дома для очистки собственного сознания и корректировки внутреннего мира, ликвидации проблем.

Домашнее холотропное дыхание, в первый черед, должно быть безопасным для практикующего. Поэтому нужно в помещение, где планируется проведение сеанса, покрыть все опасные поверхности мягкими материалами. Кроме этого, в ходе сессии обязательно должен вблизи находится ситтер, который будет оберегать дышащего от возможных травм или эксцессов. Рекомендуется выбирать в качестве ситтера опытного индивида, разбирающегося в методиках холотропного дыхания, который будет помогать холонавту, а не навязывать собственные условия. Ситтер не должен опасаться различных реакций дышащего. Также его роль заключается и в выслушивании холонавта по завершению сеанса.

Техника холотропного дыхания в домашних условиях состоит в следующем. Акцент, в первый черед, ставится непосредственно на дыхание, которое должно быть достаточно частым, но в тоже время глубоким. Оно напоминает дыхание собаки, но с увеличенной амплитудой. Совместить с первого раза интенсивность и глубину дыхания бывает сложно, но при регулярной практике это получится.

При холотропном сеансе очень важны первые 20 минут, на протяжении которых субъект погружается в измененное сознание или транс. Все остальное время холонавту следует прислушиваться к собственным ощущениям и управлять частотой и интенсивностью дыхания соответственно этим ощущениям. Бывает такое, что в некоторые моменты, дышать вообще не хочется – это следует воспринимать как элемент сеанса.

В любом сеансе холотропной техники значимая роль принадлежит грамотно подобранной музыке побуждающего характера. Первые 8 минут сессии – музыкальная композиция легкая, мотивирующая, облегчающая дыхание, последующие 12 минут музыка должна воздействовать на стимуляцию процесса дыхания, затем 20 минут музыкальная композиция состоит из барабанной дроби, маракасов, следующие 20 минут – квинтэссенция, так называемый прорыв, затем 15 минут должна проигрываться теплая музыка полета, открытости, оставшееся время до конца сеанса должна воспроизводиться довольно интенсивная музыка созерцательной направленности, которая послужит мотивацией для продолжения духовной практики.

Техника холотропного дыхания в домашних условиях: рекомендации новичкам.

Особую трудность в ходе сеанса новички ощущают при работе с психологическими зажимами и собственным телом. При проработке зажимов могут появляться телесные «зажимы», которые выражаются в виде ощущений, напоминающих сведение мышц конечностей. Такие ощущения препятствуют, отвлекают новичка-холонавта и не пускают его продвигаться в бездну своих волнений. Прорабатываются они посредством напряжения конечностей, но без вмешательства ситтера. Дышащий может попросить ситтера надавить на болезненную зону. Выход из негативного ощущения знаменует завершение проработки. Существуют запрещенные зоны тела, которые должен знать опытный ситтер. К таким зонам относят: горло, лицо, области гениталий, у женского пола – грудь. С этими зонами работать запрещено.

По завершению сеанса активного дыхания следует немного полежать, а затем нарисовать мандалу, представляющую круг. В такой круг можно вписать все, что заблагорассудится. Затем ситтер должен выслушать холонавта. Завершающий этап заключается в психоанализе, в ходе которого ситтер подталкивает дышащего к осознанию и решению проблемы.

Холотропное дыхание инструкция

Первое время на сеансы следует приходить заранее, чтобы дать себе возможность подготовить место, настроиться, успокоиться и сконцентрироваться. Надевать необходимо только удобное одеяние, которое не будет сковывать движения. Украшения и прочие аксессуары необходимо снять, так как они могут поранить холонавта. К категории опасных вещей также относят и контактные линзы, поэтому их нужно снять перед сессией активного дыхания. Для облегчения дыхания рекомендуется перед сеансами употреблять легкие продукты в качестве пищи, а лучше вообще не кушать. Это способствует более легкому, чистому и глубокому дыханию. Перед началом сессии нужно обязательно посетить туалет, чтобы в процессе ничего не отвлекало от дыхания и проработки проблем. Также рекомендуется очень внимательно отнестись к выбору ситтера, так как в ходе сессии ничто не должно мешать или раздражать. Поэтому нужно вслушаться в собственные ощущения по отношению к предполагаемому ситтеру. Перед переходом непосредственно к дыханию необходимо уделить время расслаблению. С этой целью можно применять всевозможные техники релаксирующего воздействия, но без погружения в состояние транса, и музыкальные мелодии, например, звуки природы, то есть те, которые не будут вызывать абсолютно никаких эмоций и воспоминаний. В свою очередь, музыка для холотропного дыхания может быть различной, главным требованием к ней является отсутствие слов.

После того, как участник выбрал себе пару, можно начинать сессию. Но перед этим следует заключить так называемый словесный договор с ситтером о следующем:

— каким именно образом он будет напоминать о дыхании;

— необходимой поддержке – каким образом она будет проявляться;

— сигналах несловесного общения.

При холотропной техники необходимо, чтобы каждый из пары понимал свою роль и четко следовал ей. Холонавт должен дышать, постепенно входя в измененное сознание и прорабатывая внутренние проблемы, а ситтер должен выполнять роль так называемого ангела-хранителя холонавта, с каким он в паре.

Дыхание холонавта должно быть глубоким и одновременно интенсивным, частым. Особое внимание процессу дыхания уделяется в первые двадцать минут сеанса. А затем следует вслушиваться в собственные ощущения и самостоятельно регулировать глубину и интенсивность дыхания. Ситтер помогает дышащему отправиться в путешествие по глубинам его бессознательного и обеспечивает его безопасность. Для ситтера в ходе сессии холонавт должен быть единственным значимым лицом на всей планете. Если дышащий начинает усиленно двигаться, то задачей ситтера становится ограждение его от повреждений физического характера при помощи подушек или собственного тела. Другими словами, он обеспечивает возможность проявления аутентичного состояния для своего холонавта. Кроме этого, вмешиваться в процесс сессии холонавта ситтер не должен. Исключение составляют случаи, когда холонавты сами просят о помощи.

Еще одной задачей ситтера является помощь в снятии напряжений, появляющихся в ходе сессии, но исключительно по просьбе холонавта. Помощь в устранении физических блоков осуществляется либо посредством предоставления статической нагрузки на мышцы, либо посредством разминания зажатых участков тела. Однако последний способ, зачастую, не рекомендуют применять, так как он не позволяет разрядить зажатые области и совершает работу вместо холонавта.

После завершения сессии активного дыхания специалисты советуют никуда не спешить, спокойно «переварить», осмыслить пережитое. Можно полежать немного после окончания сеанса, а затем – нарисовать мандалу. В принципе рекомендуется завершать сеансы рисованием мандал и шерингом, то есть групповым проговариванием.

Продолжительность сессии зависит от профессионализма и квалификации ведущего, количества участников и качественного состава группы. Обычно, процесс завершается естественным образом по прошествии двух часов. При наличии признаков незавершенности проработки, необходимо провести дополнительную фокусированную работу с телом холонавта.

Холотропное дыхание отзывы участников довольно разнообразны, но все сходятся в том, что исчезает чрезмерная беспричинная тревожность или беспокойство, меняются взгляды на некоторые ситуации, жизнь становится позитивнее, лучше узнаешь себя.

В заключение нужно сказать, что в действительности результаты, полученные при помощи техники холотропного дыхания, впечатляют. Об этом свидетельствуют проведенные исследования и практический опыт многих специалистов. К положительным результатам применения данной техники можно отнести: избавление от влияния стрессов, застарелых психологических травм и глубинных страхов, которые, являясь неосознаваемыми, отрицательно воздействуют на жизнь индивида.

Техника холотропного дыхания, по праву, считается универсальной стезей скорейшему личностному самосовершенствованию и духовному росту.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Все, что вы хотели знать о холотропном дыхании, но боялись спросить: самые часто задаваемые вопросы

Тема холотропного дыхания и других дыхательных психотехник (интенсивных интегративных психотехнологий, ИИПТ) становится все более популярной, если не сказать – модной. Интернет богат описаниями дыхательных процессов, мнений людей, прошедших семинары и тренинги по холотропному дыханию. Зачастую эта информация несколько сумбурна и основана на эмоциях, а не на научных данных и здравом смысле. Все это порождает либо скептицизм, либо неадекватные фантазии относительно возможностей дыхательных психотехник.

В этой статье я постараюсь ответить на наиболее типичные вопросы, возникающие у тех, кто хочет разобраться в том, что такое холотропное дыхание и в чем заключается его польза.

Чаще всего мне задают следующие вопросы:

  1. Что такое холотропное дыхание и как это работает?
  2. Что мне даст холотропное дыхание? В чем его польза?
  3. Поможет ли холотропное дыхание справиться с конкретным соматическим заболеванием?
  4. Существуют ли противопоказания для занятий дыхательными психотехниками?
  5. Не навредит ли мне холотропное дыхание?
  6. Возможно ли заниматься холотропным дыханием самостоятельно?
  7. Сколько семинаров по холотропному дыханию мне понадобится посетить?

Я постараюсь ответить на эти вопросы, исходя из своего более чем десятилетнего опыта работы инструктором холотропного дыхания.

Самый часто задаваемый вопрос, пожалуй, такой: «Что такое холотропное дыхание? Как это работает?»

Холотропное дыхание (от греч. «holos» — целый, целостный, «tropein» — ведущий, т.е. «дыхание, ведущее к целостности») – это метод психотерапии и личностного роста. В основе этого метода лежит особая работа с дыханием, направленная на освобождение от последствий психологических травм. Что же это означает на практике?

Если попробовать описать суть любой психотерапии на непрофессиональном языке, то получится достаточно грустная история, но с хорошим концом. Можно предположить, что жизненный путь любого человека далеко не всегда был легок и приятен. Практически каждый может вспомнить не один и не два сложных периода в жизни, или пожаловаться на отсутствие счастливого детства. Подобного рода трудности для простоты мы будем здесь называть психологической травмой. Последствия таких травм, как правило, ощущаются нами и спустя многие годы. Это проявляется в отсутствии субъективного чувства счастья, полноты жизни, в наличии психосоматических заболеваний («болезней от нервов»), разного рода эмоциональных и поведенческих проблем. Если выразить это совсем просто, то мы не можем жить так, как мы мечтаем.

Почему так происходит? Почему тяжелое прошлое может так сильно влиять на наше настоящее и будущее? Дело здесь в том, что достаточно тяжелые по силе и/или длительности травмы оставляют следы в бессознательной части нашей психики, и попадая во второй раз в схожие первой травме условия, мы реагируем, исходя из имеющегося негативного опыта. Другими словами, обжегшись на молоке, мы начинаем дуть и на воду. Если же наше прошлое содержит в себе достаточно большое количество разного рода травм и стрессов, то это ощутимо влияет на восприятие нами настоящего. Мы будем склонны воспринимать все в мрачных тонах, и ни о какой радости жизни речи уже не будет.

Что же такое психотерапия? Обобщенно говоря (не вдаваясь в детали различий между разными направлениями психотерапии), психотерапия – это «работа над ошибками» прошлого, переписывание заново некоторых листов нашей биографии, извлечение уроков из прошедшего. Но, самое главное, психотерапия дает возможность по-иному взглянуть на этот мир и свое место в нем, изменить стереотипы отношений с другими людьми, сделать более конструктивным свое поведение.

Теперь давайте вернемся собственно к холотропному дыханию. Чем оно может нам помочь на этом пути личностных изменений? И в чем его отличия/преимущества от других форм психотерапии?

Ключевая особенность холотропного дыхания (и других дыхательных психотехник) – использование особого типа дыхания, запускающего целый каскад биохимических реакций, в результате которых нервная система изменяет свою работу. Эти изменения направлены на актуализацию тех нервных структур, которые ответственны за долговременную память, эмоциональные и бессознательные процессы.

Таким образом, холотропное дыхание создает уникальную физиологическую основу для глубинной терапии. Благодаря этому методу стало возможным найти легкий доступ к прошлому травматичному опыту и освободиться от многих психологических проблем.

Идея использовать дыхание для достижения глубоких перемен в сознании и жизни человека жизни человека далеко не нова. На исцеляющих свойствах дыхания основаны многие оздоровительные методики — как древние, так и современные (цигун, хатха-йога, шаманские дыхательные практики, система дыхания Стрельниковой, оздоровительная методика Норбекова и т.д.).

Холотропное дыхание успешно объединяет древние традиции и достижения современной науки, отличаясь уникальным союзом действующих психотерапевтических факторов. Эффект дыхания усилен музыкальным сопровождением, высвобождением мышечных блоков и зажимов (последствий психологических травм и стрессов), элементами групповой и арт-терапии. Другими словами, холотропное дыхание объединяет в себе усилия пяти видов психотерапии (групповой, дыхательной, телесно-ориентированной, музыкальной и арт-терапии), что дает небывалый по силе терапевтический эффект.

Все эти особенности дают холотропному дыханию такие преимущества, как:

  • Скорость наступления личностных изменений. Холотропное дыхание считается одной из самых быстро воздействующих психотехник. Это возможно благодаря тому, что наши травматичные воспоминания сгруппированы по принципу сходства (например, все ситуации, когда мы чувствовали себя униженными, у нас в бессознательном находятся «рядом») и в холотропной терапии разбирается не каждая отдельная ситуация (как во многих других направлениях психотерапии), а целый травматический блок или тема.
  • Неманипулятивность воздействия. Это означает, что не специалист-психолог определяет то, какого рода проблему сегодня имеет смысл прорабатывать (как в других направлениях психотерапии), а ваш организм (и ваша психика) сам определяет, какого рода проблемы имеет смысл переосмыслить в настоящий момент (подобно тому, как вы и только вы выбираете, какой сон увидеть сегодня ночью). С. Гроф (автор холотропного дыхания) поэтично назвал эту особенность «внутренней мудростью организма». ИСС словно луч фонарика выхватывает именно те пласты травматичного опыта, с которыми вам необходимо встретится именно сейчас, в этот период своей жизни.
  • Возможность проработать самые необычные частички нашего травматичного опыта. Практически ни одно другое направление психотерапии не может эффективно работать с травмами, произошедшими в очень раннем возрасте и даже в дородовом периоде. В то время как для холотропного дыхания работа с этими пластами прошлого – повседневная реальность.

Подводя итог, можно сказать, что холотропное дыхание является одним из самых результативных направлений современной психотерапии. Оно позволяет эффективно и быстро работать со всем спектром травматичного опыта (включая период, предшествующий рождению), причем направление работы является внутренним выбором самого клиента, а не предлагается («навязывается») психотерапевтом или группой.

Еще один вопрос, который часто задают в связи с холотропным дыханием таков: «Что мне даст холотропное дыхание? В чем его польза?»

Такие вопросы обычно задают люди, чьи близкие познакомились с холотропным дыханием, ощутили определенный позитивный эффект и стремятся приобщить к дыхательным психотехникам своих родных и друзей. Только вот друзьям и близким не всегда понятно, что же происходит с родным человеком, с чего вдруг он/она пошел к психологу (ведь в нашем обществе это еще не очень «принято»), хотя перемены в человеке радуют. Вот и стремятся такие люди прояснить для себя ситуацию, решить, нужно ли им такое «дыхание» и зачем.

Беседуя с такого рода людьми, мне хочется задать им один вопрос: «Вы чувствуете себя счастливым?» И если ответ положительный, то остается только порадоваться за человека и посоветовать ему продолжать «в том же духе». Но чаще ответом становится продолжительное молчание и неуверенная фраза: «Ну-у, как и все, наверное…»

Такой ответ, как правило, означает, что хотя у человека нет ярко выраженных проблем (психосоматических болезней, эмоциональных или поведенческих расстройств), качество его жизни оставляет желать сильно лучшего. Почему?

Скорее всего, дело тут именно в определенном «багаже» травматичного опыта, о котором уже говорилось выше. Если попробовать образно представить отношения нашего бессознательного (со всем его «багажом») и сознания (которое хочет жить хорошо), то больше всего это похоже на то, как мы (сознание) стоим посреди бассейна с водой (бессознательное), в котором плавают надувные мячики (травматичный опыт). И задача у нас одна – каким-то образом сделать так, чтобы все эти мячики оставались под поверхностью воды (ведь когда в нашей жизни актуализируется травматичный опыт, нам становится очень неприятно, появляется душевная боль). И задача эта была бы легко выполнима, если бы у нас были один – два небольших мяча. Но представьте себе, что шаров этих у нас, например, несколько десятков. И тогда наша жизнь сильно усложняется. Все, что мы делаем – это стараемся что-то придумать, чтобы удержать мячи под водой. Мы удерживаем их ногами, хлопаем по ним ладонями, связываем их по несколько штук вместе, чтобы потом пачками привязать к плавкам… Но вся эта активность, во-первых, обречена на провал (все равно несколько шаров точно всплывут на поверхность), а во-вторых, при такой лихорадочной активности мы совершенно точно не сможем насладиться жизнью: плаванием в бассейне, разговором с интересными людьми, сидящими вокруг, запахами и вкусами отпуска, голубым небом над головой… Нам просто-напросто будет не до того. У нас сил на что-то еще не останется.

Точно также и в жизни у многих людей сил хватает только на поддержание минимальной жизненной активности (условно – работа, дом, семья), но никак ни на бурную радость бытия. Остальные силы буквально физически уходят на удержание существующих напряжений, оставленных в теле и душе различными травмами.

Резюмируя, можно сказать, что холотропное дыхание эффективно решает многие проблемы жителей современных мегаполисов:

  • дает возможность осознать корни своих напряжений – и освободиться от них;
  • активизирует внутренние резервы психики, устраняя чувства тревоги, апатии и депрессии;
  • оказывает поддержку в лечении психосоматических заболеваний («болезней от нервов»), когда традиционное медицинское лечение не приносит ожидаемых результатов;
  • помогает справиться с пагубными привычками и зависимостями;
  • устраняет последствия хронических стрессов и усталости, возвращая чувство гармонии и наполненности жизни;
  • позволяет преодолеть возрастной, экзистенциальный или духовный кризис;
  • способствует поиску нестандартных решений и творческим прорывам.

Разумеется, холотропное дыхание – не панацея от всех сложностей этой жизни. Но, в тоже время, это эффективный инструмент избавления от тяжелого опыта, который может сковывать лучшие душевные порывы к чему-то новому, яркому, полному жизни.

Однако чаще люди задают более конкретные вопросы об эффектах холотропного дыхания, например «У меня гипертония (проблемы с почками, язва желудка, нейродермит и др., т.е. любой конкретный медицинский диагноз). Поможет ли мне холотропное дыхание?»

Источником таких вопросов служит информация о том, что холотропное дыхание помогает в избавлении от психосоматических расстройств («болезней от нервов»). И это действительно так. Но давайте разберемся, что такое психосоматическое расстройство и стоит ли ждать от психологической техники избавления от всех болезней.

Сам термин «психосоматическое расстройство» указывает на тот факт, что любая болезнь содержит в себе как соматический (физический), так и психический компоненты. Исходя из этого, лечить телесный недуг имеет смысл согласованными усилиями врача и психолога.

Я сама долгое время работала с тяжелыми соматическими недугами (прежде всего – с онкогинекологическими расстройствами). И хочу подчеркнуть, что совместная работа врача и психолога намного эффективнее, чем «перекос» только в «медицинскую» или только в «психологическую» стороны, т.е. работа с психологом не означает избегания визита к соматическому врачу.

Холотропное дыхание может помочь разобраться с эмоциональными причинами телесного недуга, сгладить некоторые психические последствия соматического заболевания, придать уверенности в победе над болезнью, что, вместе с нормальной медицинской терапией будет успешно работать на излечение.

С другой стороны, хочется предостеречь от необоснованных надежд на то, что за день – другой занятий холотропным дыханием все ваши болезни пройдут, как страшный сон (хотя и такие «чудеса» иногда случались). Дело здесь еще и в том, что в холотропном процессе у нас крайне немного возможностей «навязать» определенную тему своему бессознательному (вспомните приведенный выше пример со сновидениями: попробуйте «по заказу» увидеть сон об излечении). Нам приходится терпеливо ждать, когда в организме созреет решимость проработать тему болезни. А на это иногда требуется время.

Следует отметить еще один момент: как бы сильна не была ваша мотивация улучшить свое здоровье прямо сейчас и именно холотропным дыханием, не стоит это делать в острой фазе заболевания. Подождите, пока болезнь придет в более – менее стабильное состояние, и тогда обращайтесь за психологической помощью.

Кроме этого, следует учесть, что у холотропного дыхания есть противопоказания (см. ниже), т.е. такие физические состояния, когда холотропным дыханием нельзя заниматься в принципе.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что холотропное дыхание способно оказать существенную поддержку на пути излечения от многих соматических недугов, особенно в союзе с адекватным медицинским лечением и позитивным настроем. Не упускайте любой возможности укрепить свое здоровье, верьте в себя и любая болезнь отступит!

Следующий вопрос, который мы рассмотрим в этой статье, является продолжением предыдущего: «Существуют ли противопоказания для занятий дыхательными психотехниками?»

Вопрос очень обдуманный и закономерный. Действительно, холотропное дыхание имеет ряд противопоказаний – общих как для холотропного дыхания, так и для всех других форм телесно-ориентированной психотерапии.

Само наличие противопоказаний объясняется двумя типами причин. Во-первых, любая форма психотерапии в ходе работы может спровоцировать тяжелые эмоциональные переживания, которые следует избегать при некоторых физиологических состояниях (например, при беременности) и болезнях (например, при тяжелой форме ишемической болезни сердца или эпилепсии). Во-вторых, телесно-ориентированная психотерапия (и холотропное дыхание, в частности) предполагает определенную физическую нагрузку, которая не всегда желательна (например, в послеоперационный период или при глаукоме).

Резюмируя, можно сказать, что противопоказаниями для холотропного дыхания являются беременность, серьезные сердечно-сосудистые заболевания, эпилепсия, глаукома, патологическая хрупкость костей, новообразования в головном мозге, недавние переломы и операции, хронические заболевания в стадии обострения, острые инфекционные состояния, психиатрические заболевания, возраст до 14 лет.

Если на момент прохождения семинара вы принимаете какие-либо медикаменты, возьмите их с собой. Особенно это касается страдающих астмой. Обязательно возьмите с собой ингалятор.

Если вы сомневаетесь, стоит ли вам принимать участие в семинаре по холотропному дыханию, обсудите этот вопрос со своим инструктором.

Еще один вопрос, который часто задают осторожные люди, касается возможного вреда или негативных последствий холотропного дыхания. Этот вопрос так и звучит: «Не навредит ли мне холотропное дыхание?»

Если ответить на этот вопрос кратко, то достаточно одного простого слова: «Нет». Но, наверно, это будет недостаточно для людей, которые задают такие вопросы. Как правило, в основе таких вопросов лежит информация, подчерпнутая из не самых достоверных источников в интернете. В сети кочуют несколько глобальных мифов о вреде холотропного дыхания. Я попробую кратко рассмотреть самые популярные из них.

Миф первый заключается в том, что, дескать, холотропное дыхание вызывает переизбыток кислорода в крови, что очень вредно, т.к. из-за этого (предположительно) гибнут клетки мозга. Каждое слово этого мифа – абсолютная ложь.

Для того чтобы опровергнуть этот миф, достаточно сослаться на исследования, проведенные в Московском институте авиационной и космической медицины в 1992-1994 гг. под руководством кандидата медицинских наук Бубеева Ю.А. (в настоящее время – уже д.м.н.). В этих исследованиях изучались все возможные психофизиологические эффекты всех дыхательных психотехник, включая холотропное дыхание. Не так просто суммировать все полученные данные в нескольких предложениях. Упомяну только те, которые целиком опровергают первый миф.

Итак, прежде всего, ключевым моментом для холотропного дыхания является не избыток кислорода, а недостаток углекислого газа. При этом «абсолютная величина дисбаланса не является чем-то необычным для организма. Примерно на такие же величины смещается равновесие между потреблением кислорода и выделением углекислого газа при сильных физических нагрузках» . Таким образом, ни о какой гибели клеток мозга (согласно мифу) и речи не может идти.

И если уж упоминать о показателях работы нервной системы, то в данном исследовании показывается, что наличие «сдвига баланса симпатического и парасимпатического отделов нервной системы в сторону активации парасимпатического отдела (…) является косвенным подтверждением гармонизации нервных процессов в организме в процессе занятий связным дыханием» .

Всех глубоко заинтересованных процитированным исследованием приглашаю написать мне письмо () с просьбой выслать эти данные. Правда, предупреждаю, что текст написан очень медицинским языком и для понимания требует определенного уровня знаний по физиологии и биохимии.

В заключение опровержения первого мифа упомяну широко известный факт: холотропное дыхание было официально разрешено Минздравом как метод психотерапии и личностного роста в 1993 году.

Откуда произошел этот миф и какие исследования (если таковые вообще проводились) лежат в его основе мне не известно. Буду благодарна за любую информацию на эту тему.

Миф второй. Холотропное дыхание вызывает зависимость. И это тоже миф – в смысле – совершенная ложь. Для опровержения этого мифа достаточно упомянуть, что холотропное дыхание использовалось (и продолжает использоваться) для реабилитации наркозависимых. В качестве примера можно привести работу Германа Карельского (одного из знаменитых инструкторов холотропного дыхания в России и моего учителя), который получил награду от Правительства Москвы за трансперсональный подход к реабилитации наркозависимых. Основу подхода Г. Карельского составляло холотропное дыхание.

Но, в отличие от первого мифа, источник второго мифа более-менее понятен. В его основе лежит синтез двух простых фактов. Факт первый: некоторые люди приходят на семинары по холотропному дыханию во второй и более разы. И ничего удивительного в этом факте нет. Психотерапия и личностный рост – это процессы длинною в жизнь. Иногда совершенно невозможно за один трехдневный семинар достичь желаемого уровня изменений. Вот почему некоторые люди приходят повторно. Строго говоря, такое повторное посещение семинаров не является чем-то специфичным для холотропного дыхания. Это характерно для всех направлений психотерапии.

Факт второй: Станислав Гроф (автор холотропного дыхания) изначально занимался психоделической терапией (психотерапией с использованием ЛСД). И только после запрета ЛСД и на основе своих знаний и опыта, создал холотропное дыхание. Сам по себе факт является совершенно верным. Но вот выводы, которые иногда делаются из этого факта – ошибочные. ЛСД – не наркотик, вызывающий физиологическую зависимость, а психоактивный препарат (т.е. препарат, делающий более активным бессознательное), неспособный привести к физиологической зависимости. Но каковы бы ни были свойства ЛСД как медицинского психотерапевтического лекарства, к холотропному дыханию это не имеет никакого отношения.

Холотропное дыхание является совершенно уникальным методом, в основе которого лежат естественные физиологические механизмы реакции нашей нервной системы на изменения в частоте и глубине дыхания. Результатом этих реакций является активизация нервных структур, ответственных за долговременную память и эмоциональные процессы. Никакой из этих элементов не может вызвать привыкания и зависимости. Ни в какой форме – физиологической или психологической.

Сам факт того, что и холотропное дыхание и психоделическую терапию создал один человек, говорит лишь об особом таланте Станислава Грофа как исследователя и психотерапевта. Он всегда искал методы, позволяющие активизировать бессознательное настолько, чтобы сделать психотерапевтическую помощь максимально эффективной и краткой по времени. Редко какому исследователю за всю историю психотерапии удавалось дважды преуспеть в этом намерении и создать два абсолютно разных направления психотерапии.

Таким образом, говорить о том, что холотропное дыхание может вызывать зависимость абсолютно некорректно. Это подобно утверждению, что само дыхание вызывает зависимость, что свежий воздух подобен наркотику. С этой точки зрения мы все зависимы. Попробуйте не дышать всего лишь одну минуту, и вы увидите, как сильно вы зависимы от дыхания.

Если же у вас остались какие-то опасения, или вы прочли в интернете какие-то другие мифы, настораживающие вас, задайте вопрос своему инструктору. Чем с большим доверием к самому процессу холотропного дыхания вы придете на семинар, тем результативнее для вас он будет.

Я завершу эту статью небольшой группой вопросов, которые часто задают очень заинтересованные люди. Эти вопросы задаются последовательно, один за другим и примерно звучат так: «Смогу ли я после прохождения семинара заниматься холотропным дыханием самостоятельно? Сколько семинаров мне надо посетить?»

Отвечу на эти вопросы последовательно. Итак, «Возможно ли заниматься холотропным дыханием самостоятельно после посещения семинара?»

К сожалению, ответ тут однозначный: нет, не сможете.

Дело в том, что работая с холотропным дыханием мы никогда не знаем заранее, какой пласт нашего бессознательного актуализирует дыхательный процесс. Именно в этом и заключается главная опасность самостоятельных опытов. Очень может быть так, что самостоятельный опыт вскроет некие сильно застаревшие травмы, для преодоления которых крайне важна будет помощь квалифицированного инструктора, которого как раз и не будет рядом. В результате, такой человек может «застрять» в травме и вместо психотерапии и облегчения душевной боли получит вторичную травматизацию (усугубление травмы). И в следующий раз бессознательное будет не столь доверчивым, выйти еще раз на тот же уровень (даже со специалистом) будет очень и очень непросто.

Часто такие некорректные самостоятельные опыты чреваты депрессиями, обострениями психосоматических заболеваний, общим ухудшением жизненной ситуации.

Искусство психотерапевта очень похоже на искусство врача. Это именно искусство, за которым стоит огромный объем важной информации и практического опыта. Вы не сможете самостоятельно вырезать себе хотя бы воспаленный аппендикс (я уж не говорю об операции на сердце или самостоятельной пересадке почки!). Точно также исцеление вашей души требует высококвалифицированной помощи и специальных условий, о которых даже не догадывается обычный участник семинара.

Правда, однажды в интернете я встретила забавный файл с названием типа «Холотропное дыхание самостоятельно, у себя дома». Призываю вас отнестись к тексту с таким названием как к очередному мифу.

На момент написания статьи я уже 11 лет занимаюсь холотропным дыханием. У меня за плечами – сотня собственных и тысячи проведенных дыхательных процессов. Но мне и в голову не придет заниматься холотропным дыханием самостоятельно. Я попрошу о помощи квалифицированного коллегу.

Как правило, после такого ответа на вопрос о возможности использовать холотропное дыхание самостоятельно, следующим следует такой вопрос: «Сколько семинаров по холотропному дыханию мне нужно посетить?»

За таким вопросом стоит понимание того факта, что за один трехдневный семинар вряд ли получится проработать весь травматичный жизненный опыт.

В самом деле, мы достаточно спокойно относимся к тому, что даже насморк приходится лечить неделю. И сложно ожидать (даже от очень эффективной психотерапевтической методики) исцеления от всех жизненных травм за три дня. Хотя, надо сказать и о том, что бывают клиенты, которые приходят на один семинар, получают ожидаемый эффект, и дальше лишь время от времени телефонным звонком сообщают, что у них все прекрасно.

И та, и другая ситуация очень типичны. Ведь психотерапия – это творческое движение нашего бессознательного к счастливому будущему. И как во всяком творчестве бывают как спонтанные прорывы, так и медленное, постепенное продвижение вперед («мазок за мазком»).

И никогда нельзя сказать заранее, как этот творческий процесс сложится у каждого конкретного человека. Ведь все мы очень разные – и жизненный путь одного человека очень не похож на жизнь другого. Для кого-то травмой был комариный укус, а кто-то играючи пережил встречу с акулой.

У вашего бессознательного – ваш характер! Вы знаете себя лучше любого другого. И только вам решать, сколько семинаров и в каком режиме вам посетить.

Моя работа как инструктора – только поддержать ваше творческое стремление к той жизни, о которой сейчас вы только мечтаете.

Если вам все еще есть, о чем спросить – не бездействуйте. Не оставляйте для себя не проясненных вопросов. Напишите мне (), задайте вопрос. Я с удовольствием на него отвечу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *