Нарушения восприятия в психологии

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Стр 1 из 2

Психология познавательных процессов

Познавательные психические процессы: общая характеристика.

Ощущения и восприятие: классификации и свойства.

Воображение: виды и формы проявления.

Внимание и его свойства, развитие внимания.

Мышление, его сущность, типы, виды.

Познавательные психические процессы: общая характеристика.

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Ощущения: классификации и свойства.

Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего, отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Этот образ обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность (признак, качество). По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцентивные.

Экстеропцеция – это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.


Интероцептивный образ – это то внутреннее чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Обычно, их трудно выразить словами и точно локализовать, но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Так, например, тревожность, страх – отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями (сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод и так далее). Радость – положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями – это во многом контроль за интероцепциями.

Проприоцепция – это неосознаваемое ощущение в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция отвечает не только за все наши движения, но и за последующее психическое развитие. Не случайно для новорожденных «тестами на интеллект» являются показатели физического развития. Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз-рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания – восприятия.

Восприятие: виды и свойства.

Восприятие – это психический процесс, отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Если в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Выделяется четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат этой фазы – формирование перцептивного образа. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, что позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения положения движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет.

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные каналы. Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы (так называемые «биологические часы»).

Имеются большие индивидуальные различия и способности оценивать время. Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.

Свойства восприятия:

Ø Целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия). Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Ø Константность. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и так далее. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).

Ø Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Так, при слушании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия, которая узнается, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Ø Осмысленностьвосприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Ø Избирательностьвосприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Учеными было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и так далее), и только некоторые психически больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые. То есть, процесс восприятия протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?».

Овладение двигательными функциями тесно связано с ощущением движений (кинестезии). Ощущение движений осуществляете с помощью специальных чувствительных клеток (проприоцепторов расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц. Эти ощущения называют мышечно-суставным чувством. Н.А.Берн штейном (1947) доказана важность проприоцептивной регуляции в управлении движением. Специальными исследованиями показа но, что при всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения (К.А.Семенова, Н.М. Махмудова, 1979). Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условно рефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве…

Недостаточное развитие цепных установочных выпрями­тельных (стато-кинетических) рефлексов.

Стато-кинетические рефлексы (установочный лабиринтный реф­лекс с головы на шею, рефлекс Ландау, установочный цепной шей­ный асимметричный рефлекс и др.) обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной мотори­ки. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. В результате он испыты­вает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудо­выми и учебными операциями.

Синкинезии.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движе­ния, сопровождающие выполнение активных произвольных дви­жений…

Нарушения Восприятия Времени

Смотреть что такое «Нарушения Восприятия Времени» в других словарях:

  • нарушения восприятия времени — (нарушения восприятия времени) потеря способности к временной ориентировке. Различаются: 1) общее дезориентирование во времени обусловленное нарушением сознания при локальных поражениях мозга головного и при заболеваниях психических;… … Большая психологическая энциклопедия

  • Нарушения восприятия времени — см. Тахихрония, Брадихрония, Утрата осознания течения времени, Утрата осознания реальности времени, Восприятие времени как новой реальности, Восприятие времени как «сжатого, сократившегося», Восприятие времени как «растянутого», Утрата осознания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ — (англ. disturbances, или impairments of time perception) утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (с, мин, ч.) и длинных (дни, мес, гг.) промежутках времени; проявляются в 2 основных формах. 1. В. в. н., связанные с нарушением… … Большая психологическая энциклопедия

  • Нарушения восприятия — – см. Расщепление образов восприятия, Аллестезия, Иллюзии, Галлюцинации, Метаморфопсия, Нарушения ориентации в пространстве, Нарушения восприятия пространства и времени, Нарушения представления … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • времени восприятия нарушения — см. нарушения восприятия времени Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА НАРУШЕНИЯ — (англ. disturbances, или impairments of space perception) утрата или снижение способности ориентироваться (трудности ориентировки) во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно кинестезическом) пространстве. В. п. н. возникают вследствие… … Большая психологическая энциклопедия

  • Расстройство осознавания времени — – общее название представлений времени, включая восприятие непосредственного ощущения длительности интервалов времени. Например, субъективные ощущения остановки, замедления, ускорения течения времени, движения его в обратном направлении, его… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Восприятие времени нарушения — – субъективное ощущение изменённости принимаемого за норму восприятия реального времени. Различаются следующие нарушения восприятия чувства времени (Ясперс, Сумбаев, Бухановский и др.): 1. брадихрония – субъективное ощущение значительного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений и процессов внешней действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира участвуют различные анализаторы, из коих самую… … Большая психологическая энциклопедия

  • Онейроидные состояния — (греч. oneiros – сон, сновидение; eides – подобный, похожий) – вариант спутанного сознания, аналогичный по своим проявлениям фантастическим сновидениям (Regis, 1894; Mayer Gross, 1924). Наряду с общими признаками помрачения сознания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы

Важнейшей составляющей деятельности оператора в системе «человек – машина» является прием осведомительной информации об объекте управления. Прием сигналов различной модальности осуществляется при помощи анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и т.д.). Повышение эффективности приема информации человеком осуществляется путем взаимодействия различных анализаторов.

Физиологической основой формирования перцептивного образа является работа анализаторов. Анализаторами называются нервные «приборы», посредством которых человек осуществляет анализ раздражений. Любой анализатор состоит из трех основных частей: рецептора, проводящих нервных путей и центра в коре больших полушарий головного мозга.

Важная особенность анализаторов — парность одноимённых органов чувств (два глаза, два уха), за счёт чего обеспечивается высокая надёжность работы анализаторов.

Основной функцией рецептора является превращение энергии действующего раздражителя в нервный процесс. Вход рецептора приспособлен к приему сигналов определенной модальности (вида) – световых, звуковых и др. Однако его выход посылает сигналы, по своей природе единые для любого входа нервной системы. Это позволяет рассматривать рецепторы как устройства кодирования ин формации.

В зависимости от модальности поступающего сигнала различают виды анализаторов. Наибольшее значение для деятельности оператора имеют зрительный анализатор, за ним следуют слуховой и тактильный анализаторы. Участие других анализаторов в деятельности оператора невелико.

Основными характеристиками любого анализатора являются пороги – абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный. Понятие каждого из этих порогов может быть введено по отношению к энергетическим (интенсивность), пространственным (размер) и временным (продолжительность воздействия) характеристикам сигнала.

Зрительный анализатор — совокупность нервных образований, обеспечивающих восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимного расположения. В зрительном анализаторе:
— периферический отдел составляют фоторецпторы (палочки и колбочки);
— проводниковый отдел — зрительные нервы;
— центральный отдел — зрительная кора затылочной доли.

Примерно от 70 до 90% информации о внешнем мире человек получает через зрение. Орган зрения — глаз — обладает высокой чувствительностью . Изменение размера зрачка от 1,5 до 8 мм позволяет глазу менять чувствительность в сотни тысяч раз. Сетчатка глаза воспринимает излучения с длиной волн от 380 (фиолетовый цвет) до 760 (красный цвет) нанометров (миллиардных частей метра).


Приспособление зрительного анализатора к большей освещённости называется световой адаптацией. Она требует от 1-2 до 8-10 минут. Приспособление глаза к плохой освещённости (расширение зрачка и повышение чувствительности ) называется темповой адаптацией и требует от 40 до 80 минут.

К временным характеристикам зрительного анализатора относятся: латентный период реакции, длительность инерции ощущения, критическая частота мельканий, время адаптации, длительность информационного поиска.

Слуховой анализатор — совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразовывать ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе. В слуховом анализаторе:
— периферический отдел образуют слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе внутреннего уха;
— проводниковый отдел — слуховой нерв;
— центральный отдел — слуховая зона височной доли коры больших полушарий.

В системах управления значительная часть информации поступает к человеку в форме звуковых сигналов. Отражающие эти сигналы ощущения вызываются действием звуковой энергии на слуховой анализатор. Слуховой анализатор позволяет дифференцировать звуковые раздражения и определять направление звука, а также удаленность его источника. Источником звуковых волн может быть любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические напряжения в среде.

Двигательный анализатор — по И.П.Павлову — анализатор:
— служащий центральным аппаратом построения движений;
— воспринимающий раздражения от мышц, сухожилий и связок; и
— обеспечивающий формирование целенаправленных реакций в ответ на внешние раздражения.

Тактильный анализатор обладает высокой способностью к пространственной локализации. Характерная его особенность — быстрое развитие адаптации (привыкания), т.е. исчезновение чувства прикосновения или давления. Время адаптации зависит от силы раздражителя, для различных участков тела оно колеблется от 2 до 20 секунд. Благодаря адаптации мы не чувствуем прикосновение одежды к телу. Кожа служит первым защитным барьером в момент прикосновения токоведущего проводника к телу. Обладая большим электрическим сопротивлением, достигающим иногда десятки тысяч Ом, кожа, в первый момент, препятствует прохождению электрического тока через внутренние органы, что позволяет включиться другим видам защиты организма.


Познание окружающего мира и самого себя начинается с восприятия нашими органами чувств всего, что окружает человека и является им самим. Мы смотрим в окно своего дома на желтеющую листву. И мгновенно в сознании возникает образ, а затем и суждение о том, что на дворе осень. Мы видим в зеркале свое небритое лицо, и тут же появляется мысль, что нужно привести себя в порядок.
Восприятие – это сумма ощущений + представление. Восприятие – это психический процесс отражения предметов в целом и формирования целостного образа. Восприятие завершается узнаванием.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов окружающего мира при воздействии на органы чувств (холодный, мокрый, твердый и т.д.).
Представление – это мысленный образ предмета, основанный на воспоминаниях.

Нарушение чувствительности

Количественные изменения ощущений:
анестезии (отсутствие чувствительности);
гипестезии (снижение чувствительности);
гиперстезии (повышение чувствительности).
Качественные изменения ощущений:
парестезии (искажение чувствительности);
сенестопатии (сложные нарушения).
Гиперстезии встречаются при астеническом синдроме, тревожных состояниях, делириозном состоянии, у беременных (к запахам).
Гипестезии и анестезии встречаются при депрессии, состояниях выключенного сознания, кататоническом синдроме, истерических (конверсионных) расстройствах, глубоком гипнозе, состоянии сильного аффекта.

Сенестопатии

Сенестопатии – сложные нарушения восприятия, характеризующиеся:
1. Болезненными ощущениями внутри тела.
2. Мучительного характера.
3. Трудноописуемые: спазм, давление, жар, жжение, холод, лопанье, пульсация, отслоение, разрывы, распирание, растягивание, скручивание, стягивание, трение, дрожание и пр.
4. С миграцией по всему телу или неопределенной локализации.
5. Обращение к терапевтам, низкая курабельность.
«В голове, как будто, лопается пузырь», «кишечник, как будто, выкручивают», «в животе такое чувство, как будто, котенок царапает».
Сенестопатии встречаются при депрессии, невротических расстройствах, шизофрении, органических заболеваниях головного мозга.

Иллюзии

Иллюзии – это искаженное восприятие, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде.
«Пальто на вешалке кажется страшным бродягой».
Иллюзии различаются в зависимости от органов чувств: зрительные, слуховые (в т.ч. вербальные), обонятельные, вкусовые, тактильные, галлюцинации общего чувства (висцеральные и мышечные).
Иллюзии различаются по механизму образования:
Физиологические иллюзии возникают у всех людей из-за особенностей деятельности органов чувств и восприятия. Например, иллюзионисты «распиливают» девушку пополам, ложка в воде кажется сломанной и т.п.
Иллюзии невнимательности возникают при недостатке внимания или в условиях затрудняющих восприятие (шум, недостаток освещения и др.). Например, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию (к примеру, на вечеринке, когда рядом играет громкая музыка).
Аффективные иллюзии (аффектогенные) возникают на фоне аффекта (выраженной эмоциональной реакции) страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек, идущий в позднее время в незнакомом месте, слышит за собой шаги преследователя, в тенях деревьев видит притаившихся людей и т.д.
Парейдолические иллюзии — зрительные иллюзии причудливо-фантастического содержания, возникающие при восприятии сложных конфигураций линий, узоров на различных поверхностях.
«Коврин остановился в изумлении. На горизонте, точно вихрь или смерч, поднимался от земли до неба высокий черный столб. Контуры у него были неясны, но в первое же мгновение можно было понять, что он не стоял на месте, а двигался со страшной быстротой, двигался именно сюда, прямо на Коврина…Монах в черной одежде, с седой головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо…». А.П.Чехов, рассказ «Черный монах».
Иллюзии невнимательности и аффектогенные иллюзии могут быть в норме.
Парейдолические иллюзии встречаются при делириозных состояниях, органических психозах, наркомании, отравлениях психомиметиками.

Галлюцинации

Галлюцинации – восприятие без объекта, восприятие того, чего на самом деле нет.
Существует множество классификаций галлюцинаций
А. По степени сложности:
• Элементарные — простейшие феномены (вспышки света, щелчки, стук, «оклики» и т.д.)
• Простые — возникают только в одном из анализаторов (например, только чувствуется мнимый запах лаванды)
• Сложные (комплексные) — возникают сразу в нескольких анализаторах (например, больной видит «черта», слышит его слова, чувствует его прикосновения)
• Сценоподобные — изменяется вся окружающая обстановка, например, больному кажется, что он находится совсем в другом месте. Указывает на развитие помрачения сознания.
Б. По анализаторам:
• Зрительные
элементарные — фотопсии (зрительные образы, лишенные конкретной формы в виде пятен, вспышек, «искр», контуров, бликов)
макро- и микроптические — галлюцинаторные образы маленького или большого размера;
• Слуховые
элементарные – акоазмы (оклики, неясные шумы, щелчки, стук);
в форме речи – вербальные:
моно- и поливокальные — один или несколько голосов, соответственно;
по содержанию: осуждающие, угрожающие, восхваляющие, комментирующие, императивные.
• Висцеральные — ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей и т.д.
• Тактильные — восприятие каких-либо объектов на поверхности тела (на коже или слизистых, внутри них или под ними).
• Вкусовые — появление вкуса (обычно неприятного) в ротовой полости без какого-либо реального стимула, приема пищи.
• Обонятельные – появление запаха без реального стимула.
В. По особым условиям возникновения
В некоторых случаях галлюцинации возникают лишь при определенных условиях.
• Гипнагогические – при засыпании, гипнопомпические – при пробуждении. Состояния перехода ото сна к бодрствованию и наоборот облегчают возникновение галлюцинаций при состояниях, предрасполагающих к их развитию (на начальных стадиях алкогольного делирия, на фоне эмоционального стресса).
• Функциональные (рефлекторные) – возникают на фоне другого раздражителя, но в отличие от иллюзий не замещают его и не смешиваются с ним (слышит стереотипное повторение одного ругательства на фоне шума холодильника, шум холодильника воспринимается отдельно, но когда холодильник замолкает, пропадают и ругательства).
• При сенсорной депривации (галлюцинации Шарля Бонне – возникают у утративших зрение).
• Психогенные (вызванные) – после психотравмирующей ситуации, во время гипноза или при пробах на готовность к галлюцинациям (симптомы чистого листа, выключенного телефона и др.).
Г. По характеристикам восприятия
Различают истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации Псевдогаллюцинации
Экстрапроекция — образ воспринимается при помощи органов чувств.
Яркие, как реальные образы.
Связаны с реальной обстановкой.
Больной взаимодействует с галлюцинациями, ловит их, гладит, отмахивается, убегает и тд.
Больной борется с галлюцинациями – он может отвернуться, закрыть уши.
Интрапроекция — образ находится в субъективном пространстве (и больной это понимает).
Не имеют характера реального объекта.
Не связаны с реальной обстановкой.
Поведение больного может быть нормальным.
Невозможно отвернуться, закрыть уши.
Зрительные Больной, находясь на отделении многопрофильного стационара, вечером стал беспокойным, ищет что-то под кроватью, в углу палаты, утверждает, что по полу бегают крысы, отмахивается от чего-то, говорит, что это пауки спускаются с потолка, пытается давить их на полу, на соседней пустой кровати видит «какого-то карлика», обращается к нему, просит помочь поймать крыс. Больной видит ведьму со всеми ее атрибутами (три ружья, бутыль с динамитом, медная труба) лишь внутренне, но так ясно и отчетливо, что может со всеми подробностями рассказать, в каком положении она находилась в данную минуту, какое у нее выражение лица. Он видит ведьму с очень большого расстояния и притом сквозь стены. Больной знает, что ведьма не телесна, и видит ее «духом» своим.
Слуховые Больная 57 лет после недельного запоя стала слышать у себя в комнате звук, похожий на плач ребенка, долго искала источник этого звука, решила, что к ней в комнату как-то попал настоящий ребенок и теперь он плачет от голода. Так как, по мнению больной, плач доносился из дивана, разобрала полностью свой диван (до отдельных пружин). Пациентка рассказывает, что «внутри головы» слышит «голоса» незнакомых ей людей. «Голоса» комментируют ее действия, иногда ругают ее. Считает, что эти «голоса» исходят из Кремля, где следят за ее жизнью и с помощью специальных приборов «помогают». Рассказывает, что голоса слышит «не ушами, а мозгом», т.к. когда затыкает уши, «голоса не уменьшаются», и не может локализовать источник звука в окружающем пространстве.
Тактильные В приемном покое больницы пациентка вдруг начинает кататься по полу, визжит, раздирает у себя на груди рубашку, пытается что-то стряхнуть с себя. Говорит, что у нее на груди кошка, она вцепилась когтями в кожу, просит врачей ее снять
Висцеральные Больная утверждала, что в ее желудке живет змея, самая натуральная обычная змея. Больной сделали имитацию оперативного вмешательства и показали ей якобы извлеченную из ее желудка змею. Успокоение длилось пару дней. Затем больная стала говорить, что змею удалили, но змееныши остались, и она их чувствует. Больной утверждает, что чувствует, как «вселившийся» в него колдун находится в нем «где-то в области живота, около позвоночника», он перекручивает ему внутренности, притягивает их к позвоночнику и пр.
Обонятельные Больному кажется, что его руки воняют калом, хотя окружающие люди никаких запахов не ощущают. Больной постоянно моет руки и ходит в перчатках. У одной больной с шизофреноподобной картиной психоза, возникшим на фоне опухоли лобной доли, моментом истины были обонятельные галлюцинации, при которых она ощущала «запах мужского оргазма». На вопрос, что это за запах, больная, сколько не пыталась, не смогла его конкретизировать.

Галлюцинации встречаются при психозах (алкоголизме, шизофрении, эпилепсии, органических поражениях головного мозга, наркомании), употреблении психотомиметиков и при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).
Галлюциноз (галлюцинаторный синдром) – это наплыв обильных галлюцинаций на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1-2 недель до нескольких лет. Галлюциноз может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями.

Психосенсорные расстройства

Психосенсорные расстройства – это искаженное восприятие явлений и предметов.
Психосенсорные расстройства отличаются от иллюзий адекватностью восприятия: больной знает что он видит стул, хотя и с кривыми ножками. При иллюзии одно принимается за другое (вместо стула – огромный паук).
Метаморфопсии, макропсии, микропсии.
Аутометаморфопсии – изменение и искажение различных частей собственного тела.
Больная, страдающая васкулитом головного мозга, видела автомобили, движущиеся по улице, на которой жила, величиной с божью коровку, а дома, стоящие на той же улице, величиной со спичечный коробок. При этом она ясно понимала, что такого быть не может, но испытывала чувство сильного удивления и тревоги при этих явлениях.
Психосенсорные расстройства встречаются при височной эпилепсии, энцефалитах, энцефалопатиях, интоксикациях, заболеваниях глаз.

Деперсонализационно-дереализационный синдром

Деперсонализация – нарушение реальности восприятия себя.
Бывает:
1. Витальная — у больного исчезает само чувство жизни.
2. Аутопсихическая — отчуждение психический функций своего Я (мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое — как бы не мое, не пойму — хочу я спать или не хочу, к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия).
3. Соматопсихическая — чуждость или исчезновение своего тела или его частей. Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его – «ног вроде бы у меня нет», больные не могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.
Дереализация – нарушение реальности восприятия окружающего.
«Мир как на картинке».
Родственными дереализационными явлениями считаются такие симптомы, как уже виденное (дежа вю), уже пережитое (дежа веку), уже испытанное, уже слышанное(дежа энтенду), никогда не виденное.
Деперсонализационно-дереализационный синдром встречается при психозах (например шизофрении) и у здоровых людей, при недосыпании, длительном стрессе, утомлении, перенапряжении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *