Психические расстройства подростков

Психические заболевания у детей

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

Как определить?

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?

Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Задержка психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

Психический инфантилизм

Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.

Каков прогноз?

Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

Чем помочь ребенку?

Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

  • Интересно почитать: развитие ребенка по месяцам до года

Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

Синдром дефицита внимания

Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

Признаки

СДВ и гиперактивность диагностируют у ребенка, если наблюдается:

  • чрезмерная возбудимость;
  • неусидчивость;
  • ребенок легко отвлекается;
  • не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
  • не способен следовать инструкциям;
  • внимание рассеянно;
  • легко перескакивает с одного дела на другое;
  • не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
  • чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
  • не умеет слушать;
  • не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.

Почему развивается СДВ?

Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

  • ребенок генетически предрасположен к СДВ.
  • во время родов была мозговая травма;
  • ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.

Последствия

Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

Виды лечения

Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

  • витаминотерапия и антидепрессанты;
  • обучение детей самоконтролю по различным методикам;
  • «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
  • специальная укрепляющая диета.

Аутизм

Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

Как проявляется?

У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи, однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

  • Возможно, вас заинтересует: лечение аутизма у детей в Израиле

У детей с аутизмом наблюдаются эхолалии, они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения, могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним, то есть полностью избегают общения.

Причины развития

Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС. Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

  • Это интересно: цитаты о здоровье и здоровом образе жизни

Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

  • скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
  • развивать моторику с помощью специальных упражнений;
  • используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
  • решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
  • применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.

Шизофрения

При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

Клинические признаки

У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

  • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
  • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
  • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
  • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.

Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

  • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и мутизм;
  • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
  • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
  • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
  • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.

Шизофрения у подростков проявляется такими симптомами:

  • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
  • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
  • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
  • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
  • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
  • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.

Лечение препаратами

Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

  • Советуем почитать: лечение страхов у детей

Инвалидность

Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

  • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении, если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
  • При реккурентной шизофрении, особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.

Эпилепсия

Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

Симптомы приступа

Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

Неотложная помощь

Эпилептические припадки очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

Препараты

Потребуется клизма с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25%, либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.

При длительной эпилептическом припадке назначается дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой. В крайнем случае применяют ингаляционный наркоз (азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.

Неврозы

Неврозы у ребенка проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

Как формируются

Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

  • Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, бронхиальную астму, гипертонию, нейродермиты, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
  • Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
  • На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
  • Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.

Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

Расстройства пищевого поведения

Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

Анорексия

Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.

Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

Булимия

Подростки с булимией характеризуются периодическими резкими перепадами веса, потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

Профилактика

В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.

Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения. Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью. 64 Пожалуйста

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 64 , средняя оценка: 3,98 из 5

Психические расстройства у подростков

Признаки расстройств психики

Подростки очень часто сталкиваются со стрессом. Психические расстройства формируются начиная с подросткового возраста, что может доставить большие проблемы для взрослого человека, таковыми чаще оказываются разного вида психозы. Вот некоторые признаки формирования таких расстройств:

  • Потеря интереса к любимым видам деятельности.
  • Направленность на новое увлечение, без получения при этом результатов.
  • Плохая успеваемость, при том что ребенок имел хорошие оценки.

Эти признаки не могут считаться стопроцентным доказательством наличия психических заболеваний, однако могут указать на них.

Симптомы заболеваний

Проявление болезни у подростков происходит следующим образом:

  • Чересчур резкие перемены в настроении, конфликтность по отношению к другим, противоречивое поведение, тревога или депрессивное состояние.
  • Презрение или неуважение к старшим.
  • Перекос самооценки в одну из сторон.
  • Излишняя агрессия на помощь и критику.
  • Раздражение смешанное с застенчивостью.
  • Протест в строну общепринятых норм.
  • Шизоидность.
  • Отказ от заботы.

Совокупность более трех признаков должна насторожить родителей, значит что у подростка может наблюдаться расстройство психики. В то же время наличие одного признака нужно обговорить с подростком для выяснения причины.

Стоит ли обращаться к психологу

Часто родители не замечают необычное поведение ребенка и списывают на возраст. Однако если точно понятно, что с подростком происходит что-то не то, все же следует обратиться к специалисту, который объяснит причину возникновения расстройств и поможет с ними справиться.
Посетить психолога стоит при таких обстоятельствах:

  • В жизни ребенка не произошло серьезных и резких перемен, как развод или гибель родного человека, а характер и поведение ребенка сменились. Однако в случае не редких ссор в семье или плавное переключение на другие интересы, могут быть выражением переживаний.
  • Плохой сон и/или крайности в потреблении пищи, переедание или плохой аппетит, является аргументом для похода к знающим людям.
  • Затянувшееся депрессивное состояние, безынтересность и безучастность в делах.

Если же ребенок в хорошем физическом состоянии, ест в пределах нормы, спит 7-9 часов, продолжает проявлять интерес к увлечениям, но есть некоторые проблемы с психическим состоянием, то следует помочь ребенку перейти через этот порог.
Хорошим признаком будет заинтересованность самого подростка к изменениям своей жизни к более привычной. Если же ребенок начинает заболевать серьезными психическими расстройствами, то он не будет стремиться изменить что-либо, а просто принимать себя таким, какой он есть.
Меланхолия
Меланхолия является состоянием нормы, и не следует считать ее синонимом депрессии. Из-за гормональной перестройки начинается перемена поведения, что и может привести к меланхолии.
Признаками меланхолии являются такие изменения, как беспричинная смена настроения, слезливость, замкнутость, агрессивность, бессонница, снижение успеваемости, хроническая усталость.
Подростков в таком состояние не стоит оставлять одних. Подросток замыкается, разочаровывается в себе и способен предпринять попытки покончить жизнь самоубийством.
В таком состояние следует обратиться к опытному психологу, чтобы исключить возможность нанести подростку самому себе вред.

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов жизни.

В момент гормональной перестройки обостряются и манифестируют многие болезни, в том числе, психические расстройства.

К счастью, психика ребенка в этом возрасте еще довольная подвижна, поэтому большинство заболеваний поддаются корректировке.

Как избавиться от компьютерной зависимости подростку? Узнайте об этом из нашей статьи.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

  • ипохондрия;
  • дизморфомания;
  • анорексия нервная;
  • дереализация;
  • деперсонализация;
  • поведенческие расстройства: девиантное поведение, социализированное расстройство поведения;
  • невроз;
  • шизофрения.

  1. Ипохондрия выражается в убежденности, что у подростка имеется тяжелое заболевание. При этом ребенок физически ощущает симптомы болезни, пытается убедить в этом окружающих. Он настолько поглощен мнимой болезнью, что перестает общаться с друзьями, ходить в школу. Все время он посвящает «лечению».
  2. Дизморфофобия (мания) — это отклонение, выраженное в патологическом страхе быть неидеальным. Ребенок считает себя неполноценным внешне и внутренне. Он убежден в своем уродстве, которое приводит к отсутствию друзей и успехов.
  3. Анорексия относится к расстройству пищевого поведения. Обычно страдают девочки. Они в погоне за стройностью отказываются от еды, изнуряют себя диетами. При этом, даже дойдя до истощения, они убеждены, что у них есть лишний вес.

    Иногда анорексия сменяется булимией, когда человек начинает поглощать огромное количество пищи и не чувствует насыщения.

  4. Дереализация — состояние, при котором подросток воспринимает окружающий мир как нереальный, иллюзорный. Больной видит искаженные картины, меняются вкусовые и слуховые ощущения.
  5. Деперсонализация — расстройство психики, характеризующееся «потерей» собственного «я». Ребенок воображает себя вымышленным персонажем. Он начинает придумывать собственные научные теории, касающиеся смысла жизни. Они захватывают его настолько, что он перестает ходить в школу и общаться с друзьями. Непонимание окружающих вызывает у ребенка приступ агрессии.
  6. Девиантное поведение — это тип поведенческого расстройства, характерный для пубертатного периода. Подросток игнорирует общественные правила, хочет принадлежать к определенной неформальной группе, отрицает все нормы. Такие дети склонны к суициду. Крайним проявлением девиантного поведения является гебоидное поведение. Обычно оно проявляется на фоне шизофрении. Отличительными признаками являются: садизм, сексуальные извращения, агрессия, общественная изоляция.
  7. Социализированное расстройство поведения выражается в сочетании в одном ребенке дружелюбности и агрессии. С некоторыми людьми подросток сохраняет нормальные отношения, ненависть и агрессия обычно направлена на педагогов или родителей. Расстройство проявляется в лживости, воровстве, прогулах школы. При этом ребенок не общается с плохой компанией и внешне выглядит вполне «примерным» школьником.
  8. Невроз подростка относится к обратимым заболеваниям, отличается частыми сменами настроения, депрессией, страхами. Это отклонение тяжело диагностировать, так как многие родители не обращаются к врачам, списывая поведение ребенка на «трудный возраст». Выделяют неврозы навязчивых состояний, истерические, депрессивные, астенические, ипохондрические.
  9. Шизофрения. Данное заболевание диагностировано у 2% населения. Дебют болезни приходится на пубертатный период. Зачатую шизофрению сложно отличить от подросткового кризиса. Основные симптомы патологии характерны почти для всех подростков: замкнутость, молчаливость, грустные настроения, нежелание общаться.

    Если эти проявления дополняются бредом, галлюцинациями, странностями поведения, то речь идет о шизофрении.

Симптомы и признаки

Все подростки время от времени ведут себя странно.

Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
  2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
  3. Попытки суицида, членовредительства.
  4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
  5. Длительный отказ от еды.
  6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
  7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
  8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
  9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
  10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
  11. Длительные истерические припадки.
  12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

Возможные последствия

Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

К возможным последствиям психических расстройств относятся:

  • тяжелая шизофрения;
  • суицид;
  • задержка психического развития;
  • развитие эпилепсии.

Диагностика

Правильная постановка диагноза — это длительный и сложный процесс. Важно дифференцировать психические расстройства от серьезных заболеваний психики, установить причину и стадию патологии.

Первый шаг — это беседа с родителями, подростком. У психиатров есть специальные тесты, при помощи которых они делают первоначальные выводы.

Очень важно изучить семейный анамнез, выяснить, есть ли среди близких родственников те, кто страдает психическими отклонениями.

Для исключения или подтверждения органических поражений мозга назначают энцефалографию, МРТ головного мозга, рентген.

Лечение

Для терапии психических расстройств применяют методы медикаментозного воздействия и психотерапию.

Тактика лечения зависит от тяжести заболевания. В некоторых случаях (анорексия, булимия) требуется помещение в стационар, иначе ребенок может погибнуть.

Лечение психических расстройств проводится в несколько этапов:

  • купирование приступов;
  • стабилизация;
  • адаптация;
  • профилактика

Психотерапия проводится как индивидуально, так и в группах. Она включает в себя следующие методы:

  • беседа;
  • аутотренинг;
  • применение гипноза;
  • метод внушения.

Если психотерапевтических методов недостаточно, то назначают медикаментозную терапию.

Психотропные средства применяют в малых дозировках и непродолжительное время, чтобы не спровоцировать синдром привыкания.

Выбор лекарства зависит от вида расстройства:

  1. Седативные средства назначают при повышенной агрессии, бессоннице.
  2. Нейролептики помогают в случаях острого психоза. Они снижают психическую возбудимость, снижают агрессию, подавляют эмоциональную напряженность.
  3. Транквилизаторы купируют приступы тревоги, беспокойства, эмоциональной напряженности. Эффект достигается за счет седативных свойств средства, при этом восприятие окружающей действительности не меняется.
  4. Антидепрессанты помогают справиться с депрессией. Лекарства снижают апатию, вялость, улучшают настроение, нормализуют сон, аппетит.
  5. Нормотимики приводят в порядок проявление эмоций. Назначают при деперсонализации и других биполярных расстройствах.
  6. Ноотропы улучшают мозговое кровообращение, нормализуют когнитивную сферу.

Также в качестве вспомогательных средств применяют отвары трав: мяты, мелиссы, ромашки, валерианы. Эффективны настойка элеутерококка, женьшеня.

Все препараты имеют ряд побочных эффектов, из-за которых их нельзя применять длительное время:

  • сонливость;
  • утомляемость;
  • снижение давления;
  • слабость мышц;
  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • снижение аппетита;
  • головные боли.

Дополнительно назначают физиотерапевтические методы: магнитотерапия, лазеротерапия. Большую роль в лечении играют родители ребенка.

Важно, чтобы они поддерживали подростка, предотвращали стрессовые ситуации, помогали справиться с болезнью. Больной нуждается в понимании, а не критике и осуждении.

Этап стабилизации предполагает закрепление результатов, устранение остаточных явлений болезни. При адаптации психотропные препараты постепенно отменяются.

Профилактика психических расстройств делится на первичную и вторичную.

Первичная заключается в недопущении возникновения заболевания.

Вторичная — это закрепление результата лечения и предотвращение рецидива.

Не допустить возникновение заболевания иногда невозможно, учитывая наследственную природу многих болезней. Однако, существенно снизить риски помогут следующие меры:

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Отказ от вредных привычек.
  3. Занятия спортом.
  4. Активная общественная жизнь подростка.
  5. Хобби, общение с друзьями.
  6. Поддержка родителей.
  7. Избегание стрессовых ситуаций и травм головы.

Вторичная профилактика заключается в недопущении рецидива болезни. К сожалению, при некоторых расстройствах этот период должен продолжаться всю жизнь.

Родителям следует пристально следить за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить ухудшение состояния. Меры вторичной профилактики:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха.
  2. Избегание стрессов.
  3. Занятие спортом или хобби.
  4. Нормализация питания.
  5. Прием витаминов.
  6. Полноценный сон.
  7. Своевременное лечение вирусных заболеваний.
  8. Регулярные профилактические осмотры у психиатра, особенно подросткам с отягощенной наследственностью.
  9. Прохождение санаторно-курортного лечения.

Прогноз

Большинство психических расстройств успешно лечатся.

Для этого важно вовремя диагностировать болезнь и назначить адекватную терапию.

Проблема в том, что подростки и родители боятся признать наличие заболевания и не обращаются к специалистам.

Менее благоприятный прогноз имеет шизофрения. Многие больные получают группу инвалидности.

Если пациент не может самостоятельно себя обслуживать, то ему присваивают 1 группу. При сохранении способности трудиться подросток получает 2 или 3 группу, в зависимости от длительности стадии ремиссии.

Психические расстройства подростков легче предупредить. Родители должны научить ребенка справляться с трудностями, не принимать неудачи близко к сердцу, доверять родителям и рассказывать о своих проблемах.

Биполярное расстройство — смертельная опасность для подростка:

Наша интересная группа Вконтакте:

Признаки психических расстройств у подростков (Продолжение)

Продолжая описывать характерные признаки психических расстройств, хочу подчеркнуть, что данные виды расстройств, становятся явными, «расцветают», именно в подростковом возрасте, поэтому их часто называют специфическими психическими расстройствами пубертатного возраста или типичными для подростков.

Деперсонализация – это сложное психическое расстройство, при котором происходит искажение восприятия себя, своих чувств, ощущений, своего тела, иногда и восприятия окружающего мира. Выделяют три вида деперсонализации, которые различаются по длительности и степени выраженности симптомов.

Дереализация

Признаки:

— мир воспринимается, как будто не реальный, не настоящий, иллюзорный

— искажается не только зрительное восприятие (краски поблекли, всё как в тумане или, наоборот, всё очень чётко, до мельчайших частиц), но слуховое и тактильное, и, даже, вкусового восприятие (не чувствую вкуса, всё стало пресным или, наоборот, очень солёное, горькое)

Аутопсихическая деперсонализация

Признаки:

— теряется самосознание, собственное «Я»

— не чувствуются страх, нежность, любовь и другие эмоции. Чувства как будто исчезли

Если в детском возрасте имело место патологическое фантазирование с перевоплощением себя, в какого-либо персонажа, то в подростковом возрасте может происходить полная или частичная замена собственного «Я» на выбранный персонаж.

Соматическая деперсонализация – самоназвание, говорит о том, что искажение самосознания начинают затрагивать и тело.

Признаки:

— части тела становятся «чужими», появляется разрозненность движений

— плохая координация

— собственный голос воспринимается как посторонний, слышимый издалека

— появление тревоги и страхов, связанных с ощущением тела

Деперсонализация может проявляться в картине различных состояний и заболеваний – от психического здоровья до тяжёлых форм эпилепсии и шизофрении.

Метафизическая интоксикация представляет собой абстрактную, лишённую доказательств, изматывающую мыслительную деятельность, направленную на понимание экзистенциальных вопросов.

Признаки:

— размышление, философствование, рассуждения на определённые темы

— создание собственных «учений». Чаще всего, эти идеи касаются понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, свободы, смерти.

— постепенное ограничение в общении со сверстниками, а затем и полная изоляция

— отказ от увлечений и хобби, кроме собственной «теории», всё становиться не важным

— отказ ходить в школу, в виду не целесообразности, относительно собственной «теории»

Если такие идеи носят сверхценный характер и продолжительны по времени, то постепенно они перерастают в бредовое расстройство, наблюдающееся при шизофрении.

Поведенческие расстройства – проявляются в конфликтах с родителями, друзьями, педагогами. В стремлении примкнуть к асоциальной группировке, влечение к курению, употреблению наркотиков, грубости, негативизму, при этом, подростки не редко отказываются посещать школу. Выделяют девиантное и делинквентное поведение.

Девиантное поведение

Признаки:

— протестное поведение (игнорирование правил морали, поведения в обществе),

— суицидальные наклонности

— желание принадлежать определённой социальной группе

Это происходит постепенно, и начинается сначала с нарушения правил поведения в школе, в дальнейшем появляется домашнее воровство, бродяжничество, употребление алкоголя. Если подростку вовремя не оказывается помощь, появляется уже и деликвентное поведение.

Признаки:

— противоправное поведение (кража, разбой, наркомания и т.д.)

— негативизм

— асоциальное окружение

Чаще всего поведенческие расстройства являются следствием той семейной ситуации, в которой находиться подросток. Не редко это семьи с финансовыми трудностями, один из членов которой, а иногда и оба, страдают какой-либо зависимостью. Кроме этого, поведенческие расстройства могут наблюдаться и при разных видах психопатий.

Гебоидные растройства характеризуются деспотичным агрессивным поведением, искажением инстинктов и влечений, потерей продуктивной деятельности.

Признаки:

— появление чрезмерно ранней и извращённой сексуальности и садизма

— эмоциональная холодность, не способность сопереживать.

— утрата нравственных установок (честь, достоинство, добро и зло)

— враждебность, агрессивность

— потеря интереса к учёбе

— частичная или полная изоляция

В большинстве случаев гебоидные расстройства проявляются в рамках подростковой и юношеской шизофрении.

В этой статье были рассмотрены признаки наиболее типичных для детского возраста психических расстройств. Материал для статьи взят из лекций детского врача психиатра, президента Ассоциации Детских психиатров и Психологов А.А. Северного. Отдельно в следующей статье будет рассмотрено проявление депрессии у детей и подростков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *