Сенсорная интеграция

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, диагностика, лечение и коррекция

Сенсорная интеграция — это врожденная реакция организма на сигналы, полученные от рецепторов. Осязание, обоняние, слух, зрение, вестибулярный аппарат вкус информируют человека о происходящем вокруг и подсказывают, как нужно поступить. Например, вестибулярный аппарат требует занять определенное положение телу, неприятный вкус предупреждает о несвежести продуктов, поглаживания и объятия расслабляют нервную систему. Процесс происходит автоматически и обеспечивает ребенку правильное сенсомоторное развитие.

У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Больные дети кажутся истеричными, капризными, избалованными. На самом деле, причина деструктивных реакций кроется в нарушениях работы ЦНС.

О возможности лечения нарушений социальной интеграции впервые заговорил калифорнийский трудотерапевт Э. Д. Айрес. Она создала собственный метод помощи больным детям и взрослым. Развитие социальной интеграции доктор Айрис практиковала с 90-х годов прошлого века. Использовала в процессе терапии игры, специальное оборудование. Дети, взрослые с неврологическими нарушениями получали опыт воздействия на кинестетическую, аудиальную, визуальную, вестибулярную сферы. Адаптировались к сигналам, происходил процесс упорядочивания ощущений.

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

  • Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

  • Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

  • Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

  • Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

  • Оральные дисфункции

Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

  • Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

  • Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

  • Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

  • Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

  • Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

  • Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

  • Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

  • Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

На заметку! У большинства детей с нарушениями интеграции в процессе диагностики причин заболевания не выявляются повреждения структуры мозга. Хотя дисфункция в поведении и ощущениях связана со сбоями в работе его отделов.

Диагностика

Выявление сенсорных дисфункций и их лечение желательно проводить в 1-3 года, чтобы ребенок был готов к обучению в школе, взрослой самостоятельной жизни как полноценная личность.

Для выявления проблемы сенсорной интеграции у детей во всемирной практике используется специальный тест. Родители отвечают на 38 вопросов. В результате скрининга врачи получают оценку поведения ребенка в повседневной жизни по 5-ти бальной шкале, соотносят данные с таблицей, выявляют уровень нарушений и их особенности. Минусом этого метода считают невозможность верно диагностировать нарушения сенсорной интеграции у малышей дошкольного возраста.

Если результатов стандартного теста недостаточно, дети обследуются дополнительно. С помощью набора заданий проверяют сенсорную защиту, поиск, гравитационную небезопасность, отвращающие ответы на движения, коммуникативный дефицит со сверстниками, атипичный уровень активности, развитость внимания.

Например, выявить негативную обонятельную реакцию можно с помощью набора ароматических масел, гравитационная небезопасность проявляется при изменении положении тела — в прыжке, переворачивании вверх ногами. При подтверждении нескольких из этих пунктов детям диагностируют spd нарушение сенсорной интеграции. Обследования можно проводить на занятиях с дефектологом, логопедом, при посещении психиатра, невролога, психотерапевта.

Важно! Схожесть симптомов аутизма и нарушения сенсорной интеграции (spd) затрудняет их различение. Чтобы диагноз был выставлен верно, рекомендуем обращаться в специализированные центры.

Книги

Просветительская литература о сенсорной интеграции необходима родителям, специалистам реабилитационных центров. Книги известных авторов, Д. Айрес, А. Банди, У. Кислинг, Э.Мюррей, можно скачать в яндексе (в формате пдф), купить в интернет-магазинах, например, Лабиринте.

Улла Кислинг “Сенсорная интеграция в диалоге”

У. Кислин, известный в Германии и России эрготерапевт. В своей книге рассказывает о собственном практическом опыте помощи детям с нарушениями сенсорной интеграции. Автор обращается напрямую к родителям, врачам, делится новыми методами работы.

Ула Кислин считает, что заниматься развитием одного вида чувствительности нельзя, это должна быть комплексная терапия. Только тогда пациент сможет реагировать на внешние и внутренние стимулы адекватно.

Джин Айрес “Ребенок и сенсорная интеграция”

Книга предназначена педиатрам, неврологам, дефектологам, эрготерапевтам, родителям. Она помогает разобраться в теоретической основе нарушений сенсорной интеграции, способах ее развития, методах преодоления проблемы в раннем возрасте.

Джин Айрес подчеркивает, что сенсорная интеграция очень важна для нормального обучения в школе. Если не решить проблему до 1 класса, ребенок будет испытывать дискомфорт за партой, не сможет выстроить дружеские отношения с одноклассниками, с трудом будет усваивать новую информацию.

Посмотрите видеообзор на книгу Джин Айрес “Ребенок и сенсорная интеграция”:

Сенсорно-интеграционная терапия

Лечить расстройства сенсорной интеграции у детей нужно в игровой форме. Целью терапии является обогащение опыта детей в области чувств и ощущений. При этом малыши должны сами направлять свои действия, а врач должен только помогать, подсказывать путь, организовывать подготовку к упражнению.

Пациенты с расстройствами сенсорной интеграции в процессе терапевтических занятий получают новые тактильные, вестибулярные, аудиальные ощущения. Опыт не должен быть просто ознакомительным, ребенку нужно понять и запомнить, как организм отреагировал на игру, ощущения, проанализировать процесс.

Занятия можно проводить дома, но родителям особенных детей лучше пройти обучающий курс в специализированном центре, постоянно поддерживать связь с лечащими врачами и эрготерапевтами.

На заметку! Неверно думать, что дисфункция СИ всегда сопровождается умственной отсталостью. Дети с таким заболеваниям нередко учатся в обычных школах и садах, если помощь в адаптации была оказана своевременно.

Основные принципы

Основная задача сенсорно-интеграционной терапии — стимуляция двигательной, вестибулярной систем, мышц, кожи, суставов. Работа терапевта, дефектолога, невролога строится на определенных принципах:

  1. Лечение расстройств сенсорной интеграции проводится в игровой форме.
  2. Курс терапии выстраивается по принципу лестницы: сначала ребенок учится правильно реагировать на почти привычные раздражители, затем знакомится с самыми неприятными для него.
  3. Для эффективного преодоления трудностей сенсорной интеграции важна мотивация ребенка. Чем больше сам больной заинтересован в результате, тем быстрее его получит.
  4. Перед ребенком нельзя ставить непосильные задачи.
  5. Терапия считается эффективной, если после курса лечения ребенок положительно реагирует на задачи, которые были непосильны прежде.

Оборудование

Для лечения дисфункции сенсорной интеграции используется оборудование, способствующее решению когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических проблем. В терапевтических центрах, специализированных ДОУ, в кабинетах врачей может быть создана полноценная сенсорная комната.

Помещение делится на несколько секторов. Например, в акустической части комнаты на ребенка воздействуют звуками, в вестибулярной — учат осознавать положение своего тела. На занятиях обязательно используются тренажеры:

  1. Гамаки, качалки в виде бревна, платформ: необходимы для нормализации работы проприоцептивной, вестибулярной систем.
  2. Сухой бассейн, душ: развивают тактильные ощущения.
  3. Сенсорная дорожка для ходьбы: неоднородная опора развивает координацию, тактильные чувства. Сделать такие дорожки просто самим дома.
  4. Трубки с пузырями: тренируют зрение, внимание, концентрацию.
  5. Зеркало: развитие моторики, зрительного восприятия.
  6. Каскад: активизация внимания, развитие аналитических свойств
  7. Емкости с песком, фасолью, крупами, любыми безопасными для рук и ног материалами: необходимы для расширения тактильного опыта.
  8. Водяной матрац: влияет на кинестетические ощущения, воображение, снимает мышечный тонус.
  9. Бизиборды: развивают воображение, моторику.
  10. Утяжеленные одеяла, подушки: создают ощущение безопасности, комфорта.

Проводить занятия по развитию сенсорной интеграции без оборудования малоэффективно. В процессе урока дети получают практический опыт взаимодействия с различными раздражителями, учатся анализировать происходящее, выстраивают систему правильной реакции на внешний мир.

На заметку! Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может получить статус инвалида в РФ. Этого диагноза нет в перечне МКБ. В медицинскую карточку заносится запись РАС или ЗППР. По этим диагнозам ребенку с ОВЗ можно оформить инвалидность.

Коррекционно-развивающая программа “Умные мячики”

Коррекционная программа для детей с нарушениями сенсорной интеграции “Умные мячики” разработана психологом, кинезиологом Луниной Н. В, нейропсихологом Вороновой М.Н. Развитие сенсорной интеграции проводится с помощью упражнений разной сложности с небольшими мячиками. Ребенок получает задание: взять мяч определенным образом, бросить его одной рукой двумя, поймать. Дополнительно малышу нужно коснуться частей тела, привстают на носочки, присесть, постараться взаимодействовать с партнером по игре.

В процессе выполнения заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.

Программа “Умные мячики” прошла апробацию, на практике подтвердила свою эффективность для лечения нарушений сенсорной интеграции у больных любого возраста. Замечено, у детей, прошедшие реабилитационный курс, произошли следующие изменения:

  • Улучшились когнитивные функции
  • Повысилась успеваемость
  • Снизилась импульсивность
  • Улучшилась координация
  • Повысилась концентрация внимания
  • Увеличился объем памяти

Программа “Умные мячики” не имеет возрастных ограничений. Заниматься можно с детьми раннего возраста и взрослыми.

Приведем несколько примеров простых упражнений:

  1. Стаканчик
    Ребенок держит маленькие мячики в обеих руках. Ударять мяч о пол сначала одной рукой и ловить его, потом другой. В процессе выполнения задания развивается координация движения, глазомер, пространственная ориентация.
  2. Обезьянка
    Мячики зажимаются в ладони так, чтобы пальцы были вверху. Бросание и ловля снаряда происходит в одном положении рук.
  3. Повторение ритма удара
    Педагог стучит мячом о пол в определенном темпе, больной повторяет. Задание развивает фонематическое восприятие.
  4. Счет
    Педагог показывает схему бросков мяча. Каждое движение делается на определенный счет. Один — кидаем вверх, два — ловим, три — кидаем двумя руками вниз, четыре — ловим. Сложность упражнения зависит от возраста и уровня развития ученика.

Курсы Марианны Лынской

Доцент кафедры дефектологии МГПУ им. Ленина, логопед Марианна Ильинична Лынская разработала собственную методику работу с особенными детьми. Это малыши с ДЦП, РАС, с полным отсутствием речи.

Сегодня Марианна Лынская работает в собственном Международном центре по авторскому методу M.A.P., способствующему развитию речи. В курсовую программу входят:

  • Диагностика заболевания.
    В команде Лынской работают доктора наук, психологи, дефектологи, неврологи. После постановки диагноза проводят беседу с родителями и разъясняют им, по каким симптомам, признакам у детей обнаруживаются нарушения сенсорной интеграции, РАС, алалия и другие заболевания.
  • Реабилитация детей с разными диагнозами (ЗРР, РАС, РДА, ДЦП).
    Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме.
  • Обучающие семинары для родителей больных детей.
    Реабилитационный курс длится 1-3 недели, занятия нужно продолжать дома. Дети уезжают из Центра с сопроводительной программой дальнейшего процесса развития.
  • Обучение специалистов детской медицины.

На курсе можно получить теорию и практику по диагностике заболеваний, связанных с нарушениями речи, дисфункциями сенсорной интеграции.

Марианна Лынская является всемирно признанным профессионалом в области логопедии, дефектологии и реабилитации детей с нарушениями сенсорной интеграции. Курс терапии и обучения в ее центре проходят не только российские дети и врачи, но и зарубежные гости.

Рекомендуем также к просмотру лекцию Ю.Е.Садовской на тему: “Сенсорная интеграция и нарушения обработки сенсорной информации”:

Ассоциация специалистов

АССИ — это партнерство людей, занимающихся исследованием причин, симптомов нарушения сенсорной интеграции и методов терапии данного заболевания. Ассоциация создана для развития и продвижения здоровьесберегающих технологий, информирования людей в области сенсорной интеграции, обмена опытом между специалистами в этой области.

Стать членом АССИ может любой гражданин или юридическое лицо, официально занимающийся просветительской, образовательной, реабилитационной, коррекционной деятельности в области сенсорной интеграции. Коллектив ассоциации работает не только над теоретической базой, но также оказывает практическую помощь родителям, детям с нарушениями сенсорной интеграции. На сайте АССИ публикуются вебинары, лекции, рефераты с докладами научных сотрудников, логопедов, психологов, неврологов. Эта информация облегчает терапевтический процесс в домашних условиях, дистанционно помогает родителям понять причину нарушений развития детей.

К сожалению, нарушения сенсорной интеграции диагностируются и излечиваются у детей тяжело. Если вы заметили хотя бы 3-4 признака заболевания у своего малыша, не теряйте время. Обращайтесь за помощью к врачам, найдите хорошего специалиста, занимайтесь с дошкольником дома сами. Доктор Комаровский считает, что детям с РАС, РДА, нарушениями сенсорной интеграции разной степени, нужно заниматься с врачами и психологами не меньше 5 часов в день. Тогда к 7-10 годам их необычность может полностью исчезнуть.

Рейтинг автора 3 Автор статьи Анна Ровенская Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38

Под сенсорной интеграцией понимают обработку информации, которую нервная система получает ото всех органов чувств.

Это нужно для перевода данных в продуктивную деятельность. При нарушении этого процесса у ребенка появляется отставание в развитии. Создал метод терапии сенсорной интеграции Джин Айрес, в дальнейшем его распространением занялась одна из сотрудниц ученого – Вайолет Ф. Маас.

Определение

Изучением сенсорного развития детей занимались многие ученые-исследователи такие, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, Н. П. Вайзман, У. Кислинг и другие известные личности. Все они пришли к выводу, что органы чувств необходимы для нормального взаимодействия с окружающим миром, речевого развития и моторной сферы.

Автор данной концепции, Джин Айрес, характеризовал его как анализ полученных ощущений от органов чувств для дальнейшего их применения. Если процесс протекает нормально, то мозг может использовать полученную информацию для формирования модели поведения и восприятия окружающего мира.

Л. С. Выготский можно считать одним из основоположников использования интеграции в обучении. Он полагал, что необходимо задействовать сохранные процессы и активировать компенсаторные возможности.

У. Кислинг считает, что делать акцент на развитии одного только вида чувствительности нельзя. Терапия должна быть комплексной, чтобы человек мог реагировать на внешние и внутренние раздражители адекватно.

Сенсорная интеграция – это основа для дальнейшего успешного овладения более сложными мыслительными операциями и правилами поведения в обществе.

В психологии данное понятие рассматривают в двух аспектах:

  • первый связан с ее значением в жизнедеятельности человека. Это важный неврологический процесс, позволяющий правильно ощущать свое тело в пространстве и дает возможность управлять действиями. Сенсорная интеграция способствует целостному восприятию;
  • второй аспект связан с терапией, цель которой обучить человека взаимодействовать с окружающей средой, обрабатывать полученную информацию.

Поэтому специалист должен знать не только закономерности психологического развития, но и особенности работы сенсорной и нервной систем. Только тогда можно составить эффективную программу для комплексной терапии.

Область применения

Сенсорная интеграция – это метод, позволяющий одновременно решить несколько задач. Поэтому его широко используют специалисты в различных областях.

Область применения

Для чего используют

Дефектология Терапия сенсорной интеграции является обязательной при работе с детьми, имеющими РАС или ДЦП, а также другие отклонения в развитии и эмоционально-волевой сферы
Логопедия Упражнения из данной методики используют для работы с детьми с алалией, сложными формами дизартрии, ринолалии
Нейрофизилогия Терапия сенсорной интеграции помогает в преодолении дислексии, дисграфии. Также упражнения нормализуют мышечный тонус и эмоционально-волевую сферу
Психотерапия Специалисты применяют этот метод для преодоления тревожного состояния, фобий
Реабилитология Восстановление чувствительности после травм
Педагогическая деятельность Педагоги могут использовать некоторые упражнения для стимуляции мыслительной деятельности и нормализации поведения ребенка

Отдельных психологических школ терапии сенсорной интеграции нет. Некоторые специалисты придерживаются взглядов, что на занятии нужно стараться задействовать все органы чувств. Другие полагают, что метод более эффективен, если делать упор на определенной сенсорной системе. Составлять программу необходимо с учетом диагноза и индивидуальных особенностей ребенка.

Показания к применению

Сенсорная интеграция – это важная составляющая нормального развития ребенка. Благодаря умению анализировать полученные данные от органов чувств, он может адекватно реагировать на изменения окружающего мира.

Сенсорная интеграция применяется при сенсорных расстройствах

Но есть отклонения, когда у ребенка происходит нарушение сенсорной интеграции:

  • расстройства аутистического спектра;
  • дислексия и дисграфия – нарушение освоения навыков письма и чтения;
  • проблемы с осанкой, сколиоз;
  • наличие фобий, неврозов;
  • нарушения речевого развития и моторной сферы;
  • гиперактивность и гипоактивность;
  • ДЦП;
  • реабилитационный период после травм;
  • синдром Дауна.

Но точно определить нуждается ли ребенок в данной терапии можно только после проведения диагностики.

Однако родители могут обратить внимание на следующие признаки, которые могут быть симптомами нарушения сенсорной интеграции:

  • повышенная или пониженная чувствительность к различным факторам окружающей среды;
  • неприятные ощущения при тактильном контакте с предметами определенных фактур и консистенций;
  • нарушения моторной сферы – неумение держать ручку или ложку, плохая координация движений и другие признаки;
  • трудности в овладении навыками чтения и письма;
  • чрезмерная или пониженная двигательная активность;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • трудности в усвоение правой и левой сторон;
  • затруднения понимания сложных конструкций и выполнения действий в определенной последовательности;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • повышенная утомляемость;
  • ограничение социальных контактов;
  • отставание в речевом развитии.

Это самые распространенные признаки, которые встречаются при нарушении сенсорной интеграции. Но точную причину их появления сможет установить только специалист после проведения диагностики.

Проводить диагностику на выявление сенсорных нарушений необходимо проводить в первые три года жизни, чтобы подготовить малыша к дальнейшему обучению. Для выявления данных проблем используют специальный тест, на вопросы которого отвечают родители.

Во время обработки ответов, специалисты могут оценить поведение ребенка по 5-ти балльной шкале. Затем данные соотносят с данными таблицы и получают результат. Недостатком этого теста является сложность его применения для диагностики детей дошкольного возраста.

Если полученных данных недостаточно, то применяют дополнительное обследование, чтобы проверить работу органов чувств. Также предлагают задания для оценки социальной активности и психо-эмоциональной сферы.

Суть и базовые принципы

Сенсорная интеграция – это комплекс мер для улучшения восприятия нервной системой поступаемых сигналов от органов чувств. Подход основательницы этой терапии, Энн Джин Айрес имеет под собой нейробиологическую основу. Достоинство разработанной ею методики – это возможность ее применения различными специалистами.

Терапия, предложенная Айрес, основана на следующих принципах:

  • сенсорные ощущения необходимы для дальнейшего развития и обучения;
  • для быстрой адаптации и освоения новых навыков нужно развитое понимание и анализ полученных сенсорных ощущений;
  • быстрое преодоление стрессовых ситуаций и успешное освоение новых навыков необходимо для нормального развития сенсорной интеграции нервной системы;
  • создания благоприятных условий для развития сенсорной перцепции нормализует поведение ребенка;
  • успешное освоение новых навыков возможно только в случае адекватных ответов на более простые задачи;
  • чем сильнее мотивация у ребенка для достижения своей цели, тем больше шансов, что он лучше и быстрее справится с трудностями;
  • главный аспект в терапии сенсорной интеграции – это то, что взрослый должен учитывать развитие ребенка;
  • в терапии ведущим видом деятельности является игровая. Лучше всего, если терапевт лишь предлагает ребенку ту или иную форму занятий, а он выбирает соответствующую его интересам;
  • специалист должен ставить задачи адекватные возможностям ребенка;
  • успешность терапии определяют тем, насколько быстро ребенок стал реагировать на задания, выполнение которых раньше вызывало у него затруднения;
  • вся программа терапии основана на комплексном подходе с учетом индивидуальных особенностей;
  • активировать отдельные системы восприятия нужно так, чтобы на других приходилось меньше работы;
  • задачи нужно адаптировать под возможности ребенка;
  • все упражнения необходимо подбирать так, чтобы они не нанесли вред здоровью и эмоциональному благополучию ребенка.

Все эти принципы, сформулированные Джин Айрес, лежат в основе терапии сенсорной интеграции других авторов. Главное отличие между методиками – это подбор упражнений и заданий.

П.Ф. Лесгафт полагал, что большое значение имеют регулярные упражнения органов чувств. Именно они стимулируют умственную и физическую деятельность. При этом задания должны задействовать всю сенсорную систему.

У. Кислинг считает, что терапия сенсорной интеграции должна быть периодичной и состоять из продолжительных занятий. Такой подход обусловлен тем, что данная работа не подразумевает достижение кратковременных результатов. Также необходимо делать перерывы между курсами, чтобы ребенок успел усвоить полученный материал прежде чем начнет изучать новую информацию.

Паузы между периодами занятий можно сравнить с работой со стимуляцией органов чувств. Головному мозгу также требуется время, чтобы обработать полученные данные.

У. Кислинг дает рекомендации о том, как правильно организовать коррекционно-развивающую работу:

  • нужно свести к минимуму все отвлекающие факторы;
  • для поддержания концентрации внимания не стоит давать больше одного задания за один раз;
  • необходимо создать все условия для благоприятной эмоциональной обстановки;
  • нужно убрать все вещи, способствующие перегрузке зрительного анализатора;
  • также стоит устранить все факторы, которые могут вызвать раздражение обонятельных анализаторов;
  • в помещении, где проходит занятие, нужно выделить место, чтобы ребенок мог отдохнуть.

Таким образом, можно сделать вывод, что У. Кислинг делает особый упор на концентрации внимания на занятии. Поэтому перед их проведением лучше оставить те предметы, которые понадобятся для выполнения заданий.

Инвентарь

Для сенсорной интеграции нужно подготовить необходимый инвентарь. Это необходимо для эффективной работы. В специализированных образовательных учреждениях и детских центрах для такой терапии оборудуют специальную комнату.

На занятиях используют следующие тренажеры:

  • гамаки, платформы для нормализации работы вестибулярного аппарата;
  • «сухой» бассейн для развития тактильных ощущений;
  • сенсорная дорожка для ходьбы – также для развития тактильных ощущений и улучшения координации;
  • трубки с пузырями для тренировки зрительного анализатора и улучшения концентрации внимания;
  • зеркало для проведения упражнений на развитие пальчиковой и артикуляционной моторики и тренировка зрительного восприятия;
  • емкости с песком, крупой и другими материалами для безопасности рук и ног – для увеличения тактильного опыта;
  • водяной матрац нужен для развития тактильных ощущений, стимулирует воображение и снимает мышечное напряжение;
  • бизиборды для развития мелкой моторики;
  • одеяла и подушки для создания расслабляющей эмоциональной обстановки.

Комплекс упражнения терапии сенсорной интеграции будет незначительно отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Комплекс упражнений

Нарушение сенсорной интеграции часто имеется у детей со сложными речевыми дефектами. Поэтому логопеды активно используют данную методику в своей работе. Для выполнения упражнений используют бизиборды или картинки с различной поверхностью и объемными контурами.

В логопедии

Логопед предлагает ребенку выполнить следующие упражнения:

  • найти среди картинок изображения, подходящие друг к другу по определенным признакам;
  • назвать, что изображено на них вслух;
  • найти картинки, в названии которых есть определенный звук;
  • имитация голосов животных;
  • «пропевание» гласных звуков.

Применение сенсорного материала способствует лучшему усвоению материала, что является вторичной профилактикой подобных нарушений.

При аутизме

Сенсорная терапия – один из многочисленных методов, которые используют специалисты при коррекции аутизма. Но его эффективность еще не доказана. Главная задача ее применения – это торможение нервных процессов и снятие напряжения.

Специалист использует следующие упражнения:

  • расположение предметов по цвету, форме, величине. Такая игра стимулирует тактильные ощущения и работу зрительного анализатора;
  • различные варианты шнуровки для улучшения моторной сферы, навыков ориентирования в пространстве и повышению концентрации внимания;
  • активные упражнения для тренировки координации и вестибулярного аппарата;
  • обведение контуров предмета;
  • рисование руками без помощи кистей;
  • песочная терапия.

Также на занятиях с детьми, имеющими РАС, используют различные материалы для стимуляции всех органов чувств. Но при тренировке обонятельного и тактильного анализаторов нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, чтобы исключить раздражающие его факторы.

При ДЦП

Одна из особенностей детей с ДЦП – это несформированность сенсорных систем, поэтому они не могут адекватно оценивать свои ощущения.

Поэтому специалисты активно используют в своей работе оборудование и упражнения для сенсорной интеграции:

  • качающиеся платформы, гамаки, тоннели для стимуляции вестибулярного аппарата и тренировки моторной сферы;
  • «сухой» бассейн для стимуляции тактильных ощущений;
  • хождение по специальным массажным дорожкам и коврикам;
  • использование бизиборда и шнуровок;
  • отстукивание ритма – для стимуляции слухового анализатора;
  • угадывание предмета по запаху при помощи ароматических масел.

С помощью терапии сенсорной интеграции специалисты корректируют еще и поведенческие проблемы. Нередко на занятиях используют музыкальное сопровождение, чтобы создать расслабляющую обстановку. Также во время упражнений необходимо давать малышу паузы, чтобы он осмыслил информацию и отдохнул от активной деятельности.

Коррекция в домашних условиях

Данную терапию можно проводить и в домашних условиях, выбрав упражнения, не требующие от родителей владение особыми навыками:

  • танцы, бег и ходьба вокруг предметов, расставленных на определенном расстоянии друг от друга;
  • лепка из пластилина;
  • игры с воздушными шарами;
  • игра с крупами и другими сыпучими продуктами;
  • различные виды прыжков, лучше всего, если получится приобрести батут;
  • игры на сортировку предметов по различным признакам;
  • рисование различными способами – карандашом, кистями, пальцами.

Все эти упражнения направлены на стимуляцию всех органов чувств. Обычно домашние занятия являются дополнительными, усиливающими эффект коррекционной работы специалиста.

Когда стоит ожидать эффекта

Точных сроков, когда стоит ожидать эффекта от терапии сенсорной интеграции нет – все зависит от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Но для достижения результата занятия должны быть регулярными, а задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Иногда успехи могут появиться к концу первого месяца занятий – в зависимости от сложности задачи.

При коррекции сложных дефектов результат может появиться спустя 3 месяца после начала занятий. Для появления прогресса упражнения необходимо постепенно усложнять, а комплекс упражнений подбирать так, что они задействовали все органы чувств.

Сенсорная интеграция является одной из часто используемых методик в коррекционной работе. Это позволяет стимулировать работу органов чувств, чтобы в дальнейшем ребенок смог успешно овладел навыками письма и чтения, а также успешно социализировался в обществе. Преимущество данной методики в том, что ее можно использовать в домашних условиях.

Видео о сенсорной интеграции

Кратко и жестко о сенсорной интеграции:

Сенсорно-интегративная терапия: основные принципы построения коррекционно-развивающей работы, применяемые приемы и методы

Сегодня в большинстве подходов к поведенческим и эмоциональным проблемам детей признается ключевая роль регулирования сенсорной системы на подкорковом уровне в развитии ребенка, а также влияние на обучение ребенка механизмов сенсорной интеграции и вестибулярно-церебеллярных механизмов поддержания позы и равновесия.

Теорию и метод сенсорной интеграции и стимуляции начала разрабатывать в 50-ых годах 20 века врач и трудотерапевт Э. Джин Айрес (США). Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в том, что впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы начинают формироваться до рождения ребенка. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому сенсорно-интегративная терапия направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств.

Сенсорно-интегративная терапия представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.

Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными «каналами» (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений .

Основные принципы терапии :

1. Сенсорные аспекты активности важны для развития и обучения.

2. Чтобы справляться с трудностями и осваивать новые навыки, ребенку нужны хорошая перцепция и интеграция ощущений.

3. Эффективная реакция на трудности и усвоение новых навыков весьма существенны для развития сенсорной интеграции нервной системы.

4. Организация сенсорной перцепции и эффективных ответов, как правило, улучшает не только развитие, но и поведение детей.

5. Освоение сложных навыков и типов поведения зависит от совокупности ответов на более простые задачи.

6. Чем сильнее ребенок мотивирован к какому-либо занятию и чем сильнее в нем заинтересован, тем больше шансов, что он выстоит перед трудностями и в результате будет действовать эффективнее.

7. Важный аспект терапии – следовать за ребенком в его развитии.

8. Терапия основана на игре, причем организация и выбор видов активности обусловлены интересами и предпочтениями ребенка (терапия наиболее эффективна, если ребенок направляет свои действия сам, а терапевт лишь ненавязчиво меняет обстановку).

9. Терапевтические виды активности предполагают, что задачи, поставленные перед ребенком, ему по силам.

10. Эффективность терапии определяется тем, начинает ли ребенок эффективно реагировать на задачи, с которыми он прежде не мог справиться.

11. В терапии необходимо учитывать, что все сенсорные системы взаимосвязаны между собой и особым образом взаимодействуют друг с другом. Например, тесная взаимосвязь существует между тактильной и вестибулярной системами, этим объясняется, почему при сильном стимулировании вестибулярной системы часто наблюдаются кожные реакции. И наоборот, чрезмерная стимуляция тактильной чувствительности (кожи) может вызывать вестибулярные нарушения (тошноту, плохое настроение – вплоть до вспышек гнева и агрессивного поведения). Чаще всего дети с повышенной чувствительностью кожи имеют также и повышенную чувствительность вестибулярной системы, а у детей с пониженной чувствительностью тактильного восприятия, как правило, отмечается и пониженная чувствительность вестибулярной системы.

12. В терапии важно целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.

13. Человек не может упражняться в том, чего не умеет; не работать с теми областями, которые испытывают дефицит, а подводить под них основание, опираясь на «умения» ребенка. Для улучшения конечного результата необходимо работать на стадиях, предшествующих желаемому уровню развития; начинать работу надо не там, где ребенок нуждается в помощи, а там, где он чувствует себя уверенно и уравновешенно (например, не работать с кожей, если нервная система оказывает сопротивление (при десенсибилизации, повышенной чувствительности кожи), следует начинать с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами). Основываясь на том, что ребенок уже умеет делать, мы можем воздействовать на проблемные области, не нанося ущерба его уверенности в себе.

14. В терапии важен тщательный выбор занятий и силы воздействия на ту или иную сенсорную систему ребенка, методы и приемы терапии не должны ни в коем случае наносить вред ребенку. Ответы ребенка на сенсорные импульсы почти всегда служат надежным критерием того, насколько хорошо мозг обрабатывает ощущения. Например:

– вестибулярные импульсы особенно сильно влияют на мозг, причем они могут как организовывать, так и дезорганизовывать работу организма, например, дыхания и сердцебиения; неспособность мозга обрабатывать вестибулярные импульсы может привести к дезорганизации, летаргии и, в крайних случаях, к потере сознания или припадкам (при наличии склонности к ним), поэтому не рекомендуется подвергать ребенка целенаправленным вестибулярным нагрузкам;
– обработка сигналов, поступающих от органов равновесия, осуществляется нервной системой по-разному. Легче всего воспринимаются движения вперед-назад и вверх-вниз. Затем – вправо и влево. Труднее всего осознается вращение вокруг разных осей. При искусственной стимуляции (искусственная стимуляция – это та стимуляция, которую осуществляет терапевт, самостоятельная стимуляция происходит, когда ребенок стимулирует себя сам) важно учитывать эту закономерность (иерархию восприятия стимулов) особенно при работе с младенцами и детьми с тяжелыми нарушениями. Раскачивание на качелях должно происходить в строго определенном направлении в соответствии с иерархией восприятия стимулов и в медленном темпе, чтобы нервная система успевала обрабатывать стимулы, поступающие в мозг ребенка от заданных движений. Качели с переменным, неопределенным направлением движения (например, вперед-назад или вправо-влево) годятся только для детей с пониженной чувствительностью вестибулярной системы. Они сообщают мозгу путаную, «диффузную» информацию. «Диффузное» воздействие не способствует преодолению нарушений, не помогает дифференцировать сенсорные ощущения;
– при тактильной стимуляции очень часто применяется вибрация, но следует иметь в виду, что, как и другие виды сенсорных импульсов, вибрацию следует использовать осторожно, потому что ее влияние очень индивидуально;
– всегда очень осторожно нужно работать с повышенной чувствительностью любой из сенсорных систем; нельзя, например, проводить тактильную стимуляцию при повышенной чувствительности кожи; тактильная стимуляция при повышенной чувствительности кожи может привести к таким болезненным ощущениям, которые могут стать настоящей пыткой для ребенка и его нервной системы.

15. Сенсорная интеграция как вид терапии целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить способствует организации различных мозговых функций.

Для того чтобы помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции, необходимо

  • хорошо организованное пространство: помещение должно быть довольно большое и безопасное (наличие покрытия или бутоматов на полу; «мягкие» стены);
  • наличие оборудования, обеспечивающего сенсорные ощущения (качели, шведские стенки, сухой бассейн, мягкие пуфы, маты, мягкое оборудование, мягкие горки, тоннели и т.д.);
  • наличие оборудования и приспособлений для организации детских игр.

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста с нарушениями сенсорной интеграции необходимо :

  • постараться исключить возможность отвлекаться;
  • чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;
  • если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;
  • постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют);
  • твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные или обогревательные приборы, которые издают звук, мешают маленьким детям сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;
  • запахи еды, медикаментов, краски могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.
  • в помещении, где находятся дети (игровая комната), должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

Для преодоления нарушений сенсорной интеграции используют разные упражнения:

При низкой сенсорной чувствительности (гипофункции)

При высокой сенсорной чувствительности (гиперфункции)

Вестибулярная дисфункция Поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы

  • лошади-качалки и кресла-качалки;
  • качели;
  • карусель;
  • батут;
  • иппотерапия
Разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (например, цветной скотч) или поощрения;

раскачивания ребенка на качелях, или на коленях взрослого можно проводить с опорой на живот (грудную клетку), так чтобы ноги касались земли;

прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту;

игры с большим мячом (положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой);

можно использовать традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.;

«падение» на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной; когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами;

хождение по скамейке, можно использовать игру «Перейди через пропасть»;

перелезание через стулья (два стула ставятся спинками друг к другу, упражнения хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу);

качание в гамаке (гамак должен быть подвешен петлей и обхватывать все тело ребенка)

Проприоцептивная дисфункция
(важный принцип при работе с системой кинестетического восприятия – на какую бы часть тела ни воздействовал бы кинестетический стимул, он воздействует на все тело человека)
Размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;

  • обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу;
  • прививайте правило «вытянутой руки» для других людей;
  • упражнения на сдавливание и растягивание мышц, сухожилий и суставов с разной силой воздействия;
  • используйте все виды занятий для развития мелкой моторики (любые пальчиковые игры, игра в мяч (ловить его); хлопки в ладоши; собирание пирамидки, доставание предметов, нанизывание крупных бусин и колечек; можно рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы); любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание;
  • обязательное изучение материалов различной фактуры;
  • также можно использовать такие упражнения:

– поочередные движения правой и левой руки;
– синхронные движения обоих рук;
– учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
– учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия

Практический опыт работы с детьми показывает, что в области кинестетического восприятия встречается, по всей видимости, только пониженная чувствительность с переходом к разным вариантам нормы. По-видимому, повышенной чувствительности здесь просто не существует .
Тактильная дисфункция Необходимо использовать

  • тяжелые одеяла;
  • спальные мешки;
  • массажные коврики;
  • растирание жёсткой мочалкой;
  • развитие мелкой моторики;
  • работа с материалами разной фактуры и плотности;
  • крепкий массаж, прием «Сэндвич» (ребенка кладут между больших подушек, при этом гладят ребенка ладонью, поглаживания должны быть крепкими и растирающими);
  • игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать;
  • ощупывание руками разных поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, крупой, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
Всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди;

помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами; приготовьте для этого коробку с различными по фактуре материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.);

учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)

Сенсорно-интегративная терапия рассчитана на продолжительные занятия и обучения периодами. Она воздействует на организацию мозга и не нацелена на достижение кратковременных результатов на поверхностном уровне. Между курсами занятий (периодами обучения) необходимы остановки, паузы, чтобы ребенок, получив порцию обучающего материала, мог воспользоваться паузой для того, чтобы основательно усвоить данный материал. Нельзя упускать из внимания тот немало важный факт, что пауза равнозначна этапу работы со стимуляцией органов чувств. Мозгу нужно время, чтобы обработать воздействие раздражителей .

Ни один метод не гарантирует непременного успеха. Все люди разные. Каждый ребенок неповторим и многогранен. Важно следовать за ребенком в его развитии, искать тот метод, который поможет преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы и вид терапии, если они не подходят к конкретному ребенку. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.

Наилучший результат также достигается в комплексном подходе, в сочетании сенсорно-интегративной терапии с другими методами и видами терапий (коррекция речи, физическая терапия (ЛФК), нейропсихологическая коррекция, иппотерапия, кинезиология, когнитивная терапия, игротерапия, сенсорно-интегрирующие виды спорта и т.д.)

Также одним из решающих факторов, помогающих добиться положительных изменений, является активное сотрудничество ближайшего окружения, поэтому очень важна роль родителей в данном виде терапии.

Список использованной литературы

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
2. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. – М.: Теревинф, 2014.
3. Коробкина Л.А. Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. – Режим доступа. – Международный образовательный портал «Мир учителя»: http://worldofteacher.com
4. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности. – М.: Генезис, 2010.
5. Чупаха И. В., Пужаева И. Ю., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2004.

Статья для родителей «Что такое сенсорная интеграция»

Консультация для родителей: «Ребенок и сенсорная интеграция»

Восприятие и мышление ребенка-дошкольника развивается на основе взаимодействия с миром, который его окружает, в процессе разнообразных движений: он поворачивает голову в сторону звуков, протягивает руки к привлекающим его объектам, выполняет операции с предметами. Очень важно обеспечить ребенку-дошкольнику полноценное сенсомоторное развитие- и таким образом заложить фундамент для его адаптации и социализации в обществе.

Сенсорная интеграция-это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека с окружающей средой, в которой он находится. Разнообразная информация складывается в единую картину мира и дает адекватное представление о себе самом в этом мире. Поэтому сенсорная интеграции чрезвычайна важна в развитии ребенка.

Нарушение сенсорной интеграции

Мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается также на поведении и обучении; человек, как правило, чувствует, что с ним что-то не так, и не может справиться с простыми задачами и стрессом.

Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается и на поведении.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции.
1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша) ; избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с пониманием и выполнением инструкций; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.

2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности

3. Расстройства мышечного тонуса

4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)

5. Двигательная неуклюжесть

6. Трудности в концентрации, импульсивность

7. Быстрая утомляемость

8. Отказ от социальных контактов

9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении

10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования

Как родителям можно помочь ребенку в развитии сенсорно-перцептивных способностей?

Можно такие занятия проводить в домашних условиях.

Занятия по сенсорно-интеграционной терапии проводятся в игровой форме. Помните, что игру в основном направляет внутреннее стремление ребенка. Принуждение здесь чревато потерями. Просто организуйте подходящую обстановку и покажите ребенку, как выполнять какое действие, пока он сам не справится. Не объясняйте логически, покажите на практике! Подбадривайте ребенка, чтобы он почувствовал свои силы, подчеркивайте положительное и пропускайте отрицательное. Фантазия и воображение поддержат в нем интерес, не дадут оставить попытки: горка песка может превратиться в огромную пустыню, выкапывание ямки – в поиск сокровищ. Дайте волю и своему воображению – и ребенок получит от игры еще больше пользы и удовольствия.

Старайтесь не подрывать веру ребенка в свои силы, заставляя его делать то, что он пока делать не может. Иначе игра утратит смысл. Родители нередко предлагают ребенку с нарушением сенсорной интеграции слишком сложные для него игры.

Примеры игрушек

  1. Пустая пластиковая бутылка от напитка.Наполните ее разноцветными бусинами, стеклянными шариками, чем угодно, что будет создавать приятный шум, когда ваш малыш начнет двигать ею и поднимать её. Это хорошее занятие для развития ранних навыков двусторонней координации рук, так как бутылку приходится брать двумя руками.

  2. Пластиковая «пузырчатая» обёрточная бумага.Это материал, в который упаковывают многие хрупкие предметы и электронику. Его можно использовать для развития разных видов чувственного опыта или силы пальцев при попытке нажать на пузырь так, чтобы тот лопнул.

  3. Пластиковые коробочки от киндер-сюрпризов. Их можно открывать и закрывать; их можно трясти, наполнив рисом (крышки вполне надёжны); эти коробочки можно использовать даже для игры в сопоставление звуков (наполните каждые две коробочки рисом, фасолью, рисовыми хлопьями и разными другими сухими веществами, чтобы получить по-разному звучащие контейнеры, к каждому из которых ваш малыш может подбирать пару).

  4. Картонные коробки. Используются как табуретки, подставки под ноги или «столики» для детей, играющих на полу (вырежьте им полукруг для ног). Это поможет в игре ребёнку, который только начинает самостоятельно сидеть.

  5. Коробки для обуви.Их можно использовать для строительства как большие кубики.

  6. Пуговицы.Их можно использовать, чтобы научиться брать и отпускать маленькие предметы; пуговицы также используются в разных видах детского творчества.

Многие другие предметы из нашего обихода, если к ним применить немного фантазии и смекалки, можно использовать в качестве забавных игрушек, и вам не придется тратить деньги.

Широкие полоски ковровой, шелковой, шерстяной, пушистой ткани, наклеенные на банки, помогут ребенку развить тактильную чувствительность. На каждую банку наклеивайте не более трех разных полосок. Играя с банками, ребенок научится различать материалы на ощупь. Можно также связать или сшить отрезки из разных тканей в ленту, а затем дать ребенку разрозненные куски тех же тканей и предложить подобрать пару к каждому отрезку на ленте.

Для стимуляции работы пальцев (развитие мелкой моторики) подойдет различная упаковочная тара, которую можно распаковывать по-разному. Для игр на развитие тонких координированных движений рук подходят всевозможные банки, чашки, вазы и даже обувные коробки. Свяжите кусочки различных ниток, тесьмы или бечевки в длинную ленту, опустите ее в банку, а кончик просуньте в небольшое отверстие, сделанное в крышке банки. Пусть ребенок вытягивает ленту через отверстие в крышке, одновременно наматывая свободный конец на палочку или что-либо подобное. Можно устроить соревнование между детьми: кто из них быстрее вытянет и намотает ленту.

Игры и упражнения для сенсорной интеграции

Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их. Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;

  • водные трамплины (бассейн или озеро);

  • качели;

  • раскачивающиеся игрушки;

  • самокаты;

  • скейты;

  • ролики;

  • шведская стенка;

  • большие терапевтические мячи.

Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.

  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.

  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.

  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.

  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

Сенсорная интеграция и её упражнения должны быть направлены не только на устранение нарушений, но и на получения удовольствия для ребёнка. Малыш, испытывающий стресс от упражнений, не добьётся высоких результатов, так как чувство дискомфорта будет ему мешать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *